Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Цитата: dandelion wine
НО, всё же остаюсь при своём давнишнем мнении - определяться с названиями простым людям - совершенно ни к чему, чтобы писать качественные стихи - нужно только одно - слышать музыку стихотворения - плавность, лёгкость при прочтении. Ну и рифмы, конечно же, должны быть рифмами, а не набором случайных слов.
Простые люди – понятие растяжимое. Есть очень уж «простые» – кто пишет дурацкие полурифмованные поздравлялки и рекламные «стишки». Бытует мнение, и оно даже здесь, в литературно-языковом клубе звучит, что правила русского языка ни к чему, как-то научились буковки выводить (или по клавишам бить), люди понимают – и ладно. Но это неправильно. Кто-то может играть на слух, но большинству ноты все же помогают. В любой области есть законы, правила, и знание их только помогает делу. А отрицать эти правила просто глупо.
Но и знать можно по-разному. Один товарищ пишет: «Машинька».
- Почему через «И»?
- Так как же! Жи – ши пишется через и!
К сожалению, слух на слово распространен слабо. Кто-то учил детей читать?
- Ш … у, шу; б … а, ба.
- И что получилось?
- Ш … шапка!
Это пример того, как мама учила читать моего одноклассника. Видите, он знает буквы, он даже слоги складывает, но цельного понятия не возникает. Так и у многих «молодых» сочинителей – слова и фразы оторваны от звука, но звук – первичен в стихе. Мне, знаю, возразят на это. Так я снова спрошу, многие ли знают перевод зарубежных хитов?
Плавность – это вы нечаянно.
Легкость… Твардовский – куда уж легче. Но тот же Бродский, Цветаева. А верлибр, дольник, тактовик, хокку, белые стихи…
Но если кто хочет оставаться на уровне того начинающего первоклашки, мы можем его не беспокоить.
Что касается моей личной, очень простой и технологичной системы (+-+-), она вполне понятна тому, кому это вообще интересно, остальные могут не напрягаться.
Цитата: лешка питерский
Цитата: bosko
"важно изучать техническую составляющую поэтического..."
Не соглашусь, Лера. Далеко не все технически совершенные стихи "заходят"...
Во-первых, цитата все же не моя, там был более пространный текст (со ссылкой), с которым, правда, я вполне согласен.
Что касается технического совершенства, это просто важный элемент – как грамотно написанный текст. Я, к примеру, получаемые письма читаю дважды: сначала читаю бегло и исправляю ошибки, а потом уже с полным ощущением вкуса – без ошибок.
А вы не замечаете, что наши дикторы по ТВ часто читают в духе «казнить нельзя помиловать»? Не думаю, что в тексте перед ними всегда есть ошибки в расстановке запятых, - это уже проблема умения правильно читать. Но и писать тоже, потому что формально грамотно можно написать так, что при быстром чтении будет не сразу понятен смысл, и возникнут затруднения с расстановкой логических ударений, через которые этот смысл и передается.
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
И все-таки это сарказм
Мыш – это слово с ошибкой, а ворон – совсем не «муж» вороны, это вообще другой вид. Так можно договориться, что слово человек нельзя применять к прекрасной половине … человечества.
Коса, пол, среда, месяц, обрыв, наконец. Это омонимами называется.
А еще есть зАмок и замОк, оргАн и Орган. И много чего интересного в русском языке. И учиться ему приходится не в школе, а во всей остальной жизни. Школа и вузы лишь знакомят нас с тем, какие существуют науки и о чем они, а дальше, как говорил Никита Сергеевич в известном фильме – сама, сама, сама…
Кстати, вполне допустимо использовать омонимы не то что рядом, но и для рифмовки. Но этим нужно тонко пользоваться. Называется такая рифма омонимической, в отличие от тавтологической, когда просто повторяется слово с одним и тем же смыслом.
Если бы Пушкин не думал об ударениях, кто б его читал. Но думать, это не просто подбирать слова к схеме, например, «простого» хорея:
+-+-+-+-
+-+-+-+
+-+-+-+-
+-+-+-+
Думать, это именно чувствовать и творить те же хореи самые разнообразные, например:
+---+-+-+-
+---+---+
+-+-+-+-+-
--+-+-+-+
И так до бесконечности. Но нельзя чередовать ударения произвольно и бездумно, надо думать и слышать, как это звучит, гармонично или нет.
Что касается анапеста, то мы обычно слышим это слово в форме анАпест, хотя часто поучают, что правильным вариантом является анапЕст. Есть также мнение, что обе формы приемлемы. Во всяком случае в стихах точно можно использовать обе (аналогично сорвАлась – сорвалАсь).
В положении ударения на последнем слоге есть определенная логика. Так, в трехсложных размерах дАктиль характеризуется ударением на первом слоге (+--), анапЕст не последнем (--+), амфибрАхий в середине (-+-).
И, конечно, Пушкин, Лермонотов, Высоцкий и иже с ними обычно достаточно долго и мучительно работали над своими произведениями. К сожалению, легкость и изящество стихов классиков поэзии порождают ложную мысль, будто писать стихи легко. Будто они сами льются из головы, только успевай записывать.
«Талант к поэтическому творчеству - это прекрасно. Но на одном только таланте далеко не уедешь. Понимание основ стихосложения, работа с ритмикой, рифмами, размерами и фигурами также важная составляющая творческого процесса. Поэтому важно изучать техническую составляющую поэтического процесса и совершенствовать свои навыки. Ведь, в конце концов, звучание стиха (в том числе и специально созданное особыми размерами и рифмами) оказывает различное влияние на публику. А что может быть важнее для поэта, чем его публика». Ссылка на сторонний сайт удалена dandelion wine
Мыш – это слово с ошибкой, а ворон – совсем не «муж» вороны, это вообще другой вид. Так можно договориться, что слово человек нельзя применять к прекрасной половине … человечества.
Коса, пол, среда, месяц, обрыв, наконец. Это омонимами называется.
А еще есть зАмок и замОк, оргАн и Орган. И много чего интересного в русском языке. И учиться ему приходится не в школе, а во всей остальной жизни. Школа и вузы лишь знакомят нас с тем, какие существуют науки и о чем они, а дальше, как говорил Никита Сергеевич в известном фильме – сама, сама, сама…
Кстати, вполне допустимо использовать омонимы не то что рядом, но и для рифмовки. Но этим нужно тонко пользоваться. Называется такая рифма омонимической, в отличие от тавтологической, когда просто повторяется слово с одним и тем же смыслом.
Если бы Пушкин не думал об ударениях, кто б его читал. Но думать, это не просто подбирать слова к схеме, например, «простого» хорея:
+-+-+-+-
+-+-+-+
+-+-+-+-
+-+-+-+
Думать, это именно чувствовать и творить те же хореи самые разнообразные, например:
+---+-+-+-
+---+---+
+-+-+-+-+-
--+-+-+-+
И так до бесконечности. Но нельзя чередовать ударения произвольно и бездумно, надо думать и слышать, как это звучит, гармонично или нет.
Что касается анапеста, то мы обычно слышим это слово в форме анАпест, хотя часто поучают, что правильным вариантом является анапЕст. Есть также мнение, что обе формы приемлемы. Во всяком случае в стихах точно можно использовать обе (аналогично сорвАлась – сорвалАсь).
В положении ударения на последнем слоге есть определенная логика. Так, в трехсложных размерах дАктиль характеризуется ударением на первом слоге (+--), анапЕст не последнем (--+), амфибрАхий в середине (-+-).
И, конечно, Пушкин, Лермонотов, Высоцкий и иже с ними обычно достаточно долго и мучительно работали над своими произведениями. К сожалению, легкость и изящество стихов классиков поэзии порождают ложную мысль, будто писать стихи легко. Будто они сами льются из головы, только успевай записывать.
«Талант к поэтическому творчеству - это прекрасно. Но на одном только таланте далеко не уедешь. Понимание основ стихосложения, работа с ритмикой, рифмами, размерами и фигурами также важная составляющая творческого процесса. Поэтому важно изучать техническую составляющую поэтического процесса и совершенствовать свои навыки. Ведь, в конце концов, звучание стиха (в том числе и специально созданное особыми размерами и рифмами) оказывает различное влияние на публику. А что может быть важнее для поэта, чем его публика». Ссылка на сторонний сайт удалена dandelion wine
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
СорвАлась и сорвалАсь никак по смыслу не отличаются.
ДорогА - краткая форма прилагательного, дорОга - существительное. Никакого отношения к теме пример не имеет.
А в общем, я понял, это был сарказм.
ДорогА - краткая форма прилагательного, дорОга - существительное. Никакого отношения к теме пример не имеет.
А в общем, я понял, это был сарказм.
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Но все же...
Пример, как не надо начинать стих. Проблема первой строки.
ахЕсли бымЫ рисовАть умЕли
-+--+--+-+-
Тут даже не сообразишь, какой это размер, и как правильно читать. Смотрим дальше.
изобразИлибы заЕтную красУ
---+---+---+
А это пеон-4. Или ямб, как скорее всего и окажется.
взелЕном бАрхате верхУшки Елей
обрамленЫ мерцАнием мрассУ
-+-+---+-+-
---+-+---+
Точно - ямб. Теперь можно попробовать и первую строку прочесть правильно.
ахЕслибы мырисовАть умЕли
изобразИлибы заЕтную красУ
-+-----+-+-
---+---+---+
Вторая строфа именно так и начинается, но там правильные ударения естественны. В первой же строфе невозможно сразу догадаться приглушить это стремящееся выделиться "мы". Автору обычно такие нюансы незаметны и он сразу может продекламировать правильно.
ахЕслибы изобразИть сумЕли
лазУрь небЕсную ирАннюю росУ
-+-----+-+-
-+-+---+---+
Вот
Давненько я тебя не ругал...
А мы нынче за Таштаголом катались по дороге на Усть-Кабырзу, как раз Мрас-Су хотелось посмотреть ближе к истокам. Кондома в Таштаголе мутновата. Вроде бы неплохая дорога, но поздновато уже было, отложил на другой раз. Кстати, и в Шерегеш заглянули. Прямо курорт настоящий!
Пример, как не надо начинать стих. Проблема первой строки.
ахЕсли бымЫ рисовАть умЕли
-+--+--+-+-
Тут даже не сообразишь, какой это размер, и как правильно читать. Смотрим дальше.
изобразИлибы заЕтную красУ
---+---+---+
А это пеон-4. Или ямб, как скорее всего и окажется.
взелЕном бАрхате верхУшки Елей
обрамленЫ мерцАнием мрассУ
-+-+---+-+-
---+-+---+
Точно - ямб. Теперь можно попробовать и первую строку прочесть правильно.
ахЕслибы мырисовАть умЕли
изобразИлибы заЕтную красУ
-+-----+-+-
---+---+---+
Вторая строфа именно так и начинается, но там правильные ударения естественны. В первой же строфе невозможно сразу догадаться приглушить это стремящееся выделиться "мы". Автору обычно такие нюансы незаметны и он сразу может продекламировать правильно.
ахЕслибы изобразИть сумЕли
лазУрь небЕсную ирАннюю росУ
-+-----+-+-
-+-+---+---+
Вот
Давненько я тебя не ругал...
А мы нынче за Таштаголом катались по дороге на Усть-Кабырзу, как раз Мрас-Су хотелось посмотреть ближе к истокам. Кондома в Таштаголе мутновата. Вроде бы неплохая дорога, но поздновато уже было, отложил на другой раз. Кстати, и в Шерегеш заглянули. Прямо курорт настоящий!
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
dandelion wine,
Т.е. Дебютанты свои опечатки исправить так просто не могут. Учтем и будем внимательнее. И Хозяина беспокоить не стоит.
Т.е. Дебютанты свои опечатки исправить так просто не могут. Учтем и будем внимательнее. И Хозяина беспокоить не стоит.
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Каким разным бывает амфибрахий:
однАжды встудЕную зИмнюю пОру
-+--+--+--+-
Или здесь:
рзлУка чтожИзнь многогрАнна
онА икровАвая рАна
ишрАм загрубЕвший давнИшний
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+-
Но самое главное - следующая строка, что, конечно, уже не совсем только о ямбах с хореями.
И неоттАявшей вИшней
соглАсие снеобратИмостью
разлУка бывАет вместИмостью
отвЕчности И доминУты
+--+--+-
-+-----+--
-+--+--+--
-+--+--+-
Эта ломка в иных руках может показаться ошибкой, особенно в неумелых. Да и в умелых ошибки случаются, ниже был пример-замечание (ЦВЕТЫ И ЧУВСТВА, Людмила).
Формально эта "неправильная" строка - дактиль, но в контексте "амфибрахий-стиха" пропуск безударного слога порождает некую предшествующую остановку-вздох, лишь отчасти похожую на внутренее ощущаемую, но несуществующую гласную в слове декаб(ы)рь, когда этого требует рамер.
_ И неоттАявшей вИшней
соглАсие снеобратИмостью
*+--+--+-
*+--*--+--
Это не придуманный эффект, это понимание и глубокое чувство языка, вынужденно заковываемого в детерминированно-словесную оболочку-форму, чтобы зафиксировать эфемерность звука и мысли на жестком носителе.
Дактилическая рифма, завершая пятой "лишней" строкой первую строфу, делает ее первой частью произведения, порождая, в то же время, новую форму рифмовки в следующей части.
-+--+--+--
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+--
-+--+--+--
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+
-+--+--+
А в конце усиленная "точка" в виде жесткой мужской рифмы...
На пятом ходу Остап узнал, что разыгрывает испанскую партию
Рад иногда видеть тебя здесь, Оля.
однАжды встудЕную зИмнюю пОру
-+--+--+--+-
Или здесь:
рзлУка чтожИзнь многогрАнна
онА икровАвая рАна
ишрАм загрубЕвший давнИшний
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+-
Но самое главное - следующая строка, что, конечно, уже не совсем только о ямбах с хореями.
И неоттАявшей вИшней
соглАсие снеобратИмостью
разлУка бывАет вместИмостью
отвЕчности И доминУты
+--+--+-
-+-----+--
-+--+--+--
-+--+--+-
Эта ломка в иных руках может показаться ошибкой, особенно в неумелых. Да и в умелых ошибки случаются, ниже был пример-замечание (ЦВЕТЫ И ЧУВСТВА, Людмила).
Формально эта "неправильная" строка - дактиль, но в контексте "амфибрахий-стиха" пропуск безударного слога порождает некую предшествующую остановку-вздох, лишь отчасти похожую на внутренее ощущаемую, но несуществующую гласную в слове декаб(ы)рь, когда этого требует рамер.
_ И неоттАявшей вИшней
соглАсие снеобратИмостью
*+--+--+-
*+--*--+--
Это не придуманный эффект, это понимание и глубокое чувство языка, вынужденно заковываемого в детерминированно-словесную оболочку-форму, чтобы зафиксировать эфемерность звука и мысли на жестком носителе.
Дактилическая рифма, завершая пятой "лишней" строкой первую строфу, делает ее первой частью произведения, порождая, в то же время, новую форму рифмовки в следующей части.
-+--+--+--
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+--
-+--+--+--
-+--+--+-
-+--+--+-
-+--+--+
-+--+--+
А в конце усиленная "точка" в виде жесткой мужской рифмы...
На пятом ходу Остап узнал, что разыгрывает испанскую партию
Рад иногда видеть тебя здесь, Оля.
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Цитата: валя верба
С "И" в начале строк второй половины стиха не перебор?)))
Перебор, конечно.
Просто редко пишешь за 10 минут. Но улучшать это упражнение несколько бессмысленно. Игра с предлогами мало что дает.
А пока - он безвестное чадо,
Пусть волхвы угадали судьбу.
Но пока - ему много ли надо?
И не думает он про борьбу.
По-моему, не лучше.
Да и не всегда повтор чего-то это плохо.
В последовательности "поцелуй - получил" порядок для меня безразличен.
А вообще, рад был увидеть знакомые лица.
А почему у меня двоится иногда?
Да и редактирование раньше было доступно.
Бывший Редактор разжалован в Дебютанты и лишен определенных прав?
В Дебютанты, конечно. Что-то клавиатура разрядилась
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
... в нежеланьЕ
Как и в варенье, в стихотворенье и т.п.
Как и в варенье, в стихотворенье и т.п.
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Светило золотым лучом,
Касается теплом так нежно.
И Роза шепчет: - Горячо!
Так хрупка и белоснежна...
Пожалуй, здесь опечатка (зная автора) в последней строке, ведь весь строй стиха ломается. Как вариант:
Касается теплом так нежно -+---+-+-
...
Свежа, хрупка и белоснежна -+-+---+-
Касается теплом так нежно.
И Роза шепчет: - Горячо!
Так хрупка и белоснежна...
Пожалуй, здесь опечатка (зная автора) в последней строке, ведь весь строй стиха ломается. Как вариант:
Касается теплом так нежно -+---+-+-
...
Свежа, хрупка и белоснежна -+-+---+-
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Но немного тяжеловато...
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
К зиме цвета и впрямь неярки,
Но мысли точны и быстры,
И разгораются в костры
Ее «сюжетные огарки»…
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Сергей, привет!
Я поставил "хорошо", но в первой строфе так прямо сразу рифму не сделал зачем? Вообще, чувствуется, поднаторел, но это промах. "Совсем - помутнело" - совсем не идет. Думать надо...
Лето кончилось, привет…
И теперь уже «де факто».
В небе – словно катаракта,
И позднее все рассвет.
Целый день слозоточит:
И в обед, и даже ночью.
Улетают птицы прочь, и
Стая радостно кричит…
А тут хорошо: "ночью - прочь, и"!
Но радостно - подходит ли?
Во всяком случае, это требует объяснения. Или прост замены...
Рад видеть
Я поставил "хорошо", но в первой строфе так прямо сразу рифму не сделал зачем? Вообще, чувствуется, поднаторел, но это промах. "Совсем - помутнело" - совсем не идет. Думать надо...
Лето кончилось, привет…
И теперь уже «де факто».
В небе – словно катаракта,
И позднее все рассвет.
Целый день слозоточит:
И в обед, и даже ночью.
Улетают птицы прочь, и
Стая радостно кричит…
А тут хорошо: "ночью - прочь, и"!
Но радостно - подходит ли?
Во всяком случае, это требует объяснения. Или прост замены...
Рад видеть
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Жив, курилка! С Новым годом и Рождеством!
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Только вот запятые отсутствуют ... вразнобой
Группа: Авторы
Регистрация: 7.11.2011
Публикаций: 271
Комментариев: 2272
Отблагодарили:411
Образно нарисовал. Мне даже ярко так вспомнилось, как нас в 2010-ом возили вечером на кораблике по Неве… Сижу так на верхней палубе наедине с городом, шампанское потягиваю. Над Финским закат в розовых облаках, червонно-золотым - шпиль и купол Петропавловского, бледно бирюзовым – подсветка Смольного…