Вдали от сУетных волнений, за перекрёстками дорог, вуалью робких откровений грустил осенний ветерок. Не обнажал... и буйство красок с деревьев прочь не уносил, - он их ласкал, но в этой ласке ни счастья не было, ни... сил. Прощался, видно... - нежный, тёплый... У всякой грусти есть предел - до первых зимних белых хлопьев он не дожил...

Генезис

| | Категория: Проза
- Вот скажи мне, кто такой человек? Тварь ничтожная или право имеет?
- Полагаю, что вопрос поставлен некорректно.
- Почему?
- Потому что переводит вопрос в плоскость личных, эмоциональных оценок.
- Хорошо. Тогда уберем вторую его часть. Кто такой человек?
- Есть много мнений самого разного толка. Однако, в сущности, мы можем достоверно сказать только о биологической составляющей. Согласно которой человек относится к биологическому виду 'человек разумный'. Он входит в род 'люди', который, в свою очередь, состоит в семейство 'гоминиды' из отряда 'приматы'. Класс, соответственно, 'млекопитающие', а тип 'хордовые'.
- Животное?
- Да. Нам достоверно известно только это.
- Чем же тогда он отличается от других животных?
- У него есть два основных свойства, которые в совокупности выделяют его особо из царства животных. Это социальность и высокий интеллект.
- Но ведь среди животных есть много социальных видов.
- Конечно, однако, в сочетании с высоким интеллектом, по меркам животного мира, разумеется, это ставит его вне конкуренции.
- Но при чем здесь интеллект?
- Как тебе известно, у человека нет ни могучих клыков, ни крепких когтей, ни толстой шкуры. Однако именно человек, а не, например, лев, смог добиться фактической гегемонии на планете и подмять под себя все. Почему? Ответ на этот вопрос очень прост. Благодаря интеллекту, который есть самое страшное оружие. По крайней мере, на нашей планете.
- Но почему? Ведь интеллект, как известно, помогает человеку расти нравственно, открывает перед ним горизонты науки...
- Все это глубоко второстепенные вещи, воспетые стыдливой риторикой. Главная, базовая функция интеллекта заключается в том, что он дает человеческой особи возможность быстро приспосабливаться под изменяющиеся условия окружающей среды. И то, на что у иных животных уходят сотни поколений, человек, благодаря высокому интеллекту, готов решить за десятилетия, а то и годы. Животные не могут заселить те места, где для них не хватает влаги. Человек - может. Для этого он придумывает бочку и колесо, чтобы подвозить воду из дальних мест. Или копает канал, уводя воду реки на десятки километров в сторону от ее естественного протекания. Именно поэтому и наука, и морально-нравственные аспекты есть следствие приспособления человечества к новым вызовам изменчивой окружающей среды, но никак не причина и не цель. Сами по себе они никакой ценности не имеют и важны только в той степени, в которой помогают человеку быстрее и эффективнее реагировать на новые условия, в которых ему теперь нужно жить.
- Как-то все очень грустно получается.
- Как есть.
- Но каков тогда смысл жизни?
- Тут тоже все довольно запутано. Мы знаем много всяких учений и мнений, рассказывающих нам о том, какая жизнь будет у нас на Марсе. Прости. После смерти. Или еще какой-либо вздор подобного толка. Однако все это бездоказательно. Объективно мы можем сказать только о биологическом смысле жизни. А именно оставить потомство. Но учитывая, что человеческие дети долгое время беспомощны, то эта цель расширяется. То есть, не только оставить потомство, но и приложить все усилия к тому, чтобы оно достигло того возраста, когда сможет полноценно жить самостоятельно и, в свою очередь оставить потомство.
- Как-то все пошло и грубо получается.
- Согласен. Но ни о чем большем мы сказать не можем с хоть какой-либо степенью достоверности. То есть, либо вот такой приземленный биологический смысл, либо сказки о космических кораблях, бороздящих Большой и Малый театры.
- Но как этот смысл жизни согласуется с нашей повседневной жизнью?
- О, это довольно просто и лежит на поверхности. Давайте вернемся к началу нашего разговора. К первой отличительной особенности человека. Социальности. О чем это говорит? Только о том, что в коллективе, то есть, в некоем социуме, у человек выше эффективность деятельности, чем индивидуально. Так?
- Допустим.
- Не будем лукавить. Это так. Может один мужчина поднять тяжелое бревно для укладки его в сруб? Возможно. Но для этого ему придется очень долго возиться, выдумывая всякие блоки и серьезно напрягаться. Каждое поднятое бревно станет для него достижением. Двое, а лучше трое мужчин сделают эту работу легко и быстро, даже не вспотев.
- Хорошо. Сообща люди работают эффективнее и перед ними открываются большие возможности. Но что из этого следует?
- Только то, что эволюционное конкурентное преимущество будет у тех людей, которые лучше приспособлены для деятельности в социуме. У командных игроков. А не у индивидуалистов - одиночек.
- Я не согласен. Иногда и одиночки могут добиться выдающихся результатов.
- Бывает и такое. Но, как правило, это случайность, выбивающаяся из мейнстрима.
- Неужели такое положение дел в любой деятельности?
- Скорее всего. Однако мы будем говорить об основном виде деятельности человечества - хозяйственной. Она занимает практически весь объем времени и сил абсолютного большинства трудоспособного населения и является определяющей в эволюционном соревновании социумов и цивилизаций.
- Деньги?
- Отнюдь. Просто общая совокупность хозяйственной деятельности, называемая всеобъемлющим словом - экономика. Деньги - это всего лишь часть в экономической деятельности. Важная. Серьезная. Но далеко не единственная.
- То есть, получается, что именно успешность в области хозяйственной деятельности определяет эволюционный успех социума как человеческого коллектива?
- Верно.
- Но как же быть с государством?
- А что тебе не нравиться? Государство можно и нужно рассматривать как высшую форму организации человеческого коллектива. И от того, насколько успешно государство ведет свою хозяйственную деятельность, зависят его эволюционные перспективы. Ну же, не кривись. Ты, превратно воспринимаешь экономику, забывая о том, что та же война - гармоничная и неотъемлемая часть хозяйственной деятельности. Ведь война, какой бы она ни была, есть не что иное, как форма отстаивания экономических интересов. Борьба за рынки сбыта. Торговые пути. Логистические узлы. Земли. Ресурсы. Люди никогда не воевали просто так. А даже за самыми, казало бы, бредовыми лозунгами вроде религиозных призывов, всегда стояли конкретные практические задачи.
- И что, в Крестовых походах тоже?
- Разумеется. Без кого эти походы не состоялись бы? Правильно - без Венеции и Генуи. А точнее без их флотов - единственных флотов в Европе, а, пожалуй, и в мире, способных к подобным операциям. Зачем им это было нужно? Чтобы захватить в свою руки всю торговлю на Средиземном море. Именно для этого они постарались захватить все побережье Ближнего Востока, став посредниками в тех торговых потоках, что шли через порты восточного Средиземноморья. А это, к слову, важнейшая ветка Великого шелкового пути. Потом, с той же самой целью захватили Константинополь, на время оседлав вторую ветку того же самого Великого шелкового пути и получив в свои руки колоссальные обороты от торговли между Азией и Европой.
- Но как же быть с Папой Римским?
- А что тебе с ним не нравиться? Венеция и Генуя хоть и враждовали между собой, но являлись важнейшими столпами финансового благополучия Папской власти в Италии. Грубо говоря - он обслуживал в этих походах их интересы за определенную и, разумеется, бескорыстную помощь.
- Грубо то как...
- Почему же? Как говорится - ничего личного, это бизнес.
- Получается, что государство обслуживает интересы хозяйственной деятельности.
- Своего рода, но ты выразился несколько коряво. Сама по себе хозяйственная деятельность слишком обезличена и аморфна. Государство же, как и любая форма социума, всегда упирается в людей. Поэтому, оно, как правило, действует в интересах тех людей, которые держат в своих руках доминирующие в этот момент и в этом месте конгломераты упорядоченной хозяйственной деятельности.
- Прости?
- Грубо говоря - бизнеса. Хотя, конечно, в бульварном смысле слова этот термин воспринимать нельзя. Так как бизнес - это конгломерат упорядоченной хозяйственной деятельности, и может быть представлен самыми разными формами. Говоря бизнес, ты, вероятно, подразумеваешь современную форму предпринимателей. Ну, не знаю... владельцев заводов, газет, пароходов. Но на самом деле - это только отдельный, частный случай. Какое-нибудь баронство с пятью деревнями - это тоже бизнес. Так как является формой устойчивой, упорядоченной хозяйственной деятельностью. Или там рабовладельческая плантация хлопка. Или помещичье хозяйство. Или, прости Господи, бордель. Шутки шутками, но это тоже бизнес, так как является формой устойчивой, упорядоченной хозяйственной деятельности.
- Погоди ка... так дворянство выходит у нас бизнесменами?
- В определенных условиях - да. Пока существует дворянское хозяйство, основанное, как правило, на землевладении. И дворянство, пока были доминирующей формой бизнеса, определяло политику государственного аппарата.
- Государственного аппарата? Почему не государства?
- Государство - это форма социума. А государственный аппарат - это социальный институт, так же как и армия, научное сообщество и прочие, выступающий в качестве исполнителя. Причем заказчиком деятельности всех этих социальных институтов является, грубо говоря, экономика, выраженная через доминирующую элиту бизнеса. Которая, как я уже сказал выше, может быть очень разной. И дворянами, и крупными рабовладельцами, и олигархами, и политбюро, да-да, не улыбайся, политбюро, фактически выступало как совет директоров необъятной корпорации, в которую превратился Советский Союз. В общем, форма выражения бизнес элиты может быть какой угодно. Все зависит от конкретного места и времени.
- Как далеко мы ушли от первого вопроса...
- Не так уж и далеко. Все эти уточнения были нужны только для того, чтобы объяснить цель жизни в биологическом плане человеческой особи в рамках нашей действительности. Какая она? В сущности она стоит из двух пунктов. Во-первых, нужно продолжить свой род и оставить потомство. Во-вторых, вырастить это самое потомство, подготовив его к той же роли. Но на это нужны ресурсы. Ведь чем лучше ребенок образован, чем сильнее развит его интеллект, тем выше его шансы на выживание и успешное оставление потомства. А это требует серьезного образования и всестороннего интеллектуального развития. Чем крепче его здоровье, тем выше шанс того, что он оставит здоровое потомство. Да и вообще его оставит. А это питание, спорт, отдых, противодействие вредным тенденциям, таким как алкоголь, табак, наркотики и прочие глупости. И так далее. С чем-то человек может справиться сам. Где-то его сил не хватает, и приходиться включаться во взаимодействие с партнером - супругом или супругой, дабы вместе, сообща решить возникшую проблему. Но на каком-то этапе и их сил не хватает, что влечет за собой расширение уровня взаимодействия. И так далее вплоть до самого высокого уровня - государственного, на котором сообща решаются самые сложные и всеобъемлющие проблемы.
- А причем тут человек? Ведь политика государства определяется бизнесом.
- А кто управляет бизнесом?
- Но зачем этим влиятельным людям делать что-то для других? Это ведь может помешать успеху их потомства.
- Очень простая причина. Бизнес, в конечном счете, тоже упирается в людей. Ведь это именно они осуществляют хозяйственную деятельность. И от того, насколько хороши будут люди на всех уровнях этой хозяйственной деятельности, зависит то, насколько успешным будет сам бизнес. Получается замкнутый круг. Чтобы бизнес был эффективнее и успешнее в эволюционном плане, он нуждается в более успешных и эффективных людях, которые в свою очередь могут появиться, только если бизнес будет стимулировать государство проводить политику, способствующую этому.
- Но это ведь идеал.
- Верно. На практике мы встречаемся с разными видами элит и разными подходами. Формы доминирующего бизнеса сменяют друг друга, проигрывая, уступая эволюционную гонку. Именно поэтому помещики ушли в прошлое, равно как и рабовладельцы, феодалы и прочие архаизмы. Просто потому, что более совершенные формы ведения бизнеса оказались эффективнее и смогли не мытьем, так катаньем добиться доминирования.
- Что-то у тебя не сходиться. Ведь в Советском Союзе заботились о людях.
- Ты забываешь о важных вещах. Забота о людях - это не самоцель. Это средство получение более эффективное хозяйство с более квалифицированным личным составом. Инструмент. Откуда и все вытекающие следствия.
- И что с того? Не понимаю.
- Во-первых, заботиться о людях можно по-разному. В этом деле главная беда - это бесплатная помощь. Если кто-то безвозмездно спонсирует людей чем-то, то через какое-то время подобная помощь начинает воспринимать людьми как норма и что-то естественное. Так, словно этим людям кто-то обязан помогать по праву рождения. Это развращает. Ослабляет популяцию. Сейчас модно говорить о правах человека. Однако в эволюционном плане важно то, что на любое право должна ложиться обязанность. Это как сфера предоставления финансовых услуг. С момента рождения тебе открывают кредитную линию, в виде медицинской помощи, обучения в школе и так далее. Частично ее закрывает деятельность твоих родителей. Частично те обязанности, которые в дальнейшем лягут на тебя. И в здоровом обществе за любое право, то есть, заботу о человеке с него должны спрашивать. Строго и неукоснительно. В противном случае начинается деградация. В Советском Союзе произошло именно это. Люди просто привыкли к тому, что им безвозмездно давалось очень многое. Расслабились. А когда грянул 1991 год, выяснилось, что СССР оставил после себя людей, практически не способных гибко реагировать на изменение окружающей среды. Их конкурентная способность очень низка. Конечно, шок и стремление к выживанию сделали свое дело. Многие смогли, с трудом, но приспособиться. Но сколько осталось трупов на этом витке эволюции? Сколько спилось и умерло, оказавшись не в состоянии перестроится? Сколько пьет до сих пор?
- А что, во-вторых?
- Материально-техническое обеспечение. То есть, банальная и тошнотворная проза жизни. Грубо говоря, чтобы повысить техническую грамотность населения, нужно всемерно насыщать его технически сложными устройствами. Чтобы иметь массу инженеров и конструкторов требуется, кроме финансирования различных технических учебных заведений, обеспечить материально-технические возможность реализации творческого потенциала популяции. Очень сложно научиться рисовать, не имея ни красок, ни даже карандашей. А как привить культуру обращения с огнестрельным оружием, когда оно у единиц? Или развитую практику автомобилизма при той узкой ниши частных авто, которая вспоминается повсеместно? Вспомните о том, во что превращалась практически вся активность в нише моделизма и прочей любительской инженерно-технической деятельности? Правильно, в поиск ресурсов. И так по всем направлениям. А это означает, что забота о популяции была построена, мягко говоря, не корректно.
- Грустно... очень грустно.
- На самом деле, ничего грустного в этом нет. Ошибок не делает тот, кто ничего не делает. Другой вопрос - сделаем ли мы вывод? Сможем ли гибко отреагировать на изменившиеся условия окружающей среды? Или наш социум - государство - ждет та же судьба, которая постигла очень многих предшественников в этой безумной эволюционной гонке. Сможем ли мы хотя бы не кануть в Лето?

Термины, способные вызвать затруднения в понимании:
Бизнес - это устойчивый, упорядоченный вид хозяйственной деятельностью. Как неотъемлемая часть экономики он направлен на извлечение выгоды, в том числе и финансовой, которая, в свою очередь, может выражаться в прибыли, но ей ни в коем случае не ограничен.

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 651 | Напечатать | Комментарии: 0
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.