Захотелось мне осени, что-то Задыхаюсь от летнего зноя. Где ты, мой березняк, с позолотой И прозрачное небо покоя? Где ты, шепот печальных листьев, В кружевах облысевшего сада? Для чего, не пойму дались мне Тишина, да сырая прохлада. Для чего мне, теперь, скорее, Улизнуть захотелось от лета? Не успею? Нет. Просто старею И моя уже песенка спета.

Фронтовые будни

| | Категория: Проза
Фронтовые будни
Посвящаю светлой памяти моего тестя.
Фронтовику, трижды орденоносцу,
гвардии сержанту Ихсану Гафурову.

Фронтовые будни.

Рассказ.

Глава 1.

Шел второй год войны. Командир орудия сержант Гафуров воюет с самого начала войны. Эта кровопролитная, беспощадная война за независимость нашей Родины настигла сержанта на Западной границе, под Львовом. Вот уже второй год сражается с фашистами командир орудия.
В августе сорок второго года на их участке фронта установилось затишье, так долгожданное затишье, фронтовая тишина после изнурительно долгих оборонительных боев. Часто переходящих в короткое жесткое контрнаступление, затем снова в глубокую оборону. Закопавшись, зарывшись глубоко в землю, ожесточенно и яростно уже сами отбивали контрнаступление немецких частей их злобно интенсивные контратаки.
Заговорит артиллерия, на передовой перед окопами, в окопах рвутся снаряды, с неба несется пронзительный вой, тяжело падают в истерзанную израненную выжженную землю, взрываясь, артиллерийские снаряды, брызгают осколками и землей. Земля вздрагивает, вскидываясь зыбко, ходит дрожью, кажется, прогибается от ударов, всюду поднимаются темные навесы огня и удушливого дыма. С визгом пролетев, рвутся снаряды позади первой линии окопов, осыпая землей и осколками, заволочет все удушливым дымом. Беспрестанно сплошной стеной летят пули. Взвоют мины, взлетая, вверх с железным хряканьем и звоном рвутся, молотят передовой край обороны, заглушая все звуки боя. Мина прямым попаданием разворотила землянку, сорвало крепкие бревна наката, и они, легкие, будто игрушечные, не настоящие рассыпавшись, полетели высоко вверх.
Дрогнули фашисты, попятились сначала медленно, то и дело, бросаясь в свирепые контратаки, потом быстрее, но все же организованно, медленно отступают от рубежа к рубежу, окапываются, жестко цепляются за местность и наконец, выбрав удобную для длительной обороны местность, врылись в глухую оборону. Зацепились, врылись в землю.
Выдохлись встречных атаках, контрнаступлениях и отступлениях противники, исчерпали тыловые резервы и возможности, обескровили друг друга, неся огромные потери в живой силе, вооружении и боеприпасах. В длительных интенсивных боях, яростных атаках, контрнаступлениях истощенный, обескровленный большими потерями среди личного состава, с отсутствием боеприпасов, возможностей и резервов полк перешел к глубокой обороне. Стрелковый полк, с приданным ему истрепанным в изнурительных тяжелых боях артиллерийским дивизионом, в котором воевал командир орудия сержант Гафуров, глубоко зарылся в теплую, пропитанную запахами позднего лета землю.
Торопливо, поспешно личный состав полка и приданных подразделений оборудовал укрытия, блиндажи, окопы, ходы сообщений, лисьи норы. Вдоль, также закопавшихся глубоко в землю истрепанных, обескровленных с большими потерями в личном составе немецких частей, протянулась линия окопов полка вырытых в полный профиль. Полк вступил в период длительных оборонительных боев. С ежедневными мелкими стычками, обстрелами, редкими орудийными выстрелами с той и другой стороны. Гавкнет дальнобойное орудие, тяжелый снаряд долбанет землю, вздрогнет, загудит глухо, заходит торопливой дрожью земля от этого тупого удара. Вскинется фонтан земли и дыма, вздрогнет земля от разрыва снаряда.
Обескровленная, с половиной от штатной численности оставшихся исправных орудий, с небольшим запасом снарядов, артиллерийская батарея, в которой служил сержант, Гафуров оборудовала, глубоко зарывшись в землю, позиции. Позиции оборудовали за окопами первой линии обороны, на чуть возвышенном, когда-то большом колхозном пшеничном поле почерневшем, выжженном, изрытом, взлохмаченном глубокими воронками от артиллерийских обстрелов в период интенсивных контратак. Линию окопов и позиции батареи разделяла полоса небольшого, редкого кустарника выжженного и искореженного, с немым укором всему живому, торчащими в небо тонкими, обгорелыми без макушек стволами осинника и березок. Черный удушливый дым стлался над полями и перелесками.
С огневых позиций батареи хорошо просматривались впереди лежащие окопы нашей обороны за ними большое, вытоптанное, изрытое воронками, обезображенное танковыми гусеницами картофельное поле, разделяющее наши и немецкие окопы. Днями со стороны немецких окопов доносились редкие команды, тонкие звуки губных гармошек, гомон. Легкий летний ветерок доносил с той стороны, раздражительно дразнящие вкусные запахи свежего хлеба, кофе, готовящейся еды.

Глава 2.

Во второй половине дня, после скромного солдатского обеда,- теплой пшенной каши заправленной кусочком сала, кружки горячего чая, пахнущего травой и табаком, хлеба, которого старшина для артиллеристов, выдал в волю не пожалел, сержант Гафуров решил прикимарить. Привычно скрючившись, сжавшись, поудобнее устроился в маленьком окопчике, вырытом в полный профиль около его орудия. Наступило затишье, какое редко бывает на передовой, видно немцы сытно пообедав, согласно строго выдерживаемого, установленного распорядка, тоже угомонились в своих блиндажах и окопах, расслабились в послеобеденном отдыхе.
Позади знойное лето, стоял конец августа. Установилась сухая, теплая солнечная погода, в высоком голубом небе изредка плыли светлые перистые облака. Темно-желтый солнечный шар завис над передовой, прогревая теплыми лучами искореженную, израненную, уставшую от войны многострадальную землю. Пригрелся, под теплыми солнечными лучами позднего лета забылся в легком послеобеденном полусне, полудремоте командир орудия, старый вояка, молодой двадцатидвухлетний деревенский парень, Ихсан Гафуров. Среднего роста, плотный, черноволосый, почти сросшиеся густые черные брови, а под ними добрые приветливые бархатно-черные глаза. Родом из большой трудолюбивой татарской семьи. По характеру покладистый, расторопный, трудолюбивый, по-деревенски хозяйственный, неприхотливый, рачительный и смекалистый в сложных житейских обстоятельствах. Ихсан и в сложных, с ежедневными смертельными опасностями, условиях войны и фронта обвыкся, приноровился, обжился и привык. Даже здесь на передовой, в окопах с ежедневными обстрелами, ураганными артналетами сжился, обвыкся. Выносливый, неприхотливый приноровился к ежедневным, ежечасным, ежеминутным смертельным опасностям. Молодой деревенский парень, опытный солдат воюет давно, это уже его третья война. Не зря на левой стороне застиранной, выцветшей гимнастерки ярко блестят две медали « За отвагу». А на правой, темно-бардовой эмалью тускло поблескивает орден « Красной звезды», над ним две желтые нашивки за тяжелые боевые ранения.
Аккурат перед Финской компанией, в тридцать восьмом году призвали деревенского паренька на действительную службу. Угодил на Финскую. Молодым пареньком познал Финские сорока градусные морозы, не раз обмораживался. Узнал молодой солдат и что такое Финские кукушки. От замаскированного в густых высоких елках, терпеливого привычного к сорокаградусным морозам, снайпера- кукушки получил в спину первое тяжелое ранение. Долго валялся в военном госпитале в Ленинграде, поставили на ноги, выходили военные врачи, спасли солдата. После лечения из госпиталя прибыл в свою часть, которая к этому времени уже дислоцировалась под Львовом, а тут и освободительный поход. И снова боевые действия уже в Западной Украине. Там и застала Ихсана война с проклятыми фашистами.
Многое прошлось испытать и познать в этой войне рядовому Гафурову,- и горечь длительного отступления, поражений, постоянный голод, угрозу плена, отсутствие боеприпасов, оружия, гибель боевых товарищей. Почувствовал и радость первых побед, наступления от Москвы на Запад. Там, под Москвой, получил молодой солдат второе ранение и на этот раз выжил, провалявшись почти два месяца в глубоком тылу, в госпиталях. Спасли военные хирурги солдата, вернули в строй. Продолжает воевать опытный солдат, молодой деревенский парень из большой дружной татарской семьи. Бьет фашистов, мстит врагу за двух погибших старших братьев. Остались дома, в большой татарской деревне у старших братьев семьи без кормильцев, без мужских рук два деревенских хозяйства, две деревенских семьи с маленькими детьми.
Пригрелся в окопе, задремал сержант Гафуров. Дом вспомнил, родителей, семью. Своей семьей так и не обзавелся, как забрали молодым пареньком на Финскую, с тех пор и в армии, воюет. Не до семьи, да оно и лучше, убьют не оставит после себя детей сирот, жену,- молодую вдову. Какая сейчас личная жизнь, семья. Фронт, война не до семьи в боевой обстановке опытному бойцу, командиру орудия.
Задремал,- от орудия торопливый, звонкий голос заряжающего.- Сержант Гафуров к командиру батареи.- ……
В небольшом полутемном, слабо освещенном керосиновым фонарем, блиндаже командир батареи старший лейтенант Жернаков, устало широкой ладонью по лицу провел, как будь-то сон, прогнав, прибывшему сержанту кивнул.- Заходи.- Двадцатичетырехлетний офицер-артиллерист, несмотря на возраст старый фронтовик-окопник. Коренастый, резковато-ухватистый, плотный. Породистый сильной мужской породой. Лицо правильное, немного стальное, чуть вытянутое. Выслушав доклад о прибытии, ремень портупеи поправил. В яркой синеве глаз что-то твердое, волевое. Взгляд серьезный и словно испытывающий. Кивнул сержанту,- садись.- Выждал, пока примостится у стола на деревянный короткий чурбак командир орудия. Медленно, твердым, хрипловатым голосом произнес.- Твое орудие назначаю дежурным. Слушай, проинструктирую.-

Глава 3.

Вечерело. Солнце медленно завершало дневной путь по небосводу, не грело, а лишь било в глаза тревожно красноватым светом. Расчет дежурного орудия,- усталые, небритые, пропитанные гарью бойцы, расположился в глубоком окопе, оборудованном не далеко от врытой в теплый глинистый грунт пушки, готовой к бою.
У орудия рядом с полевым темно-коричневого цвета телефонным аппаратом дежурил заряжающий рядовой Локтев. Солдат не плохой, исполнительный, дисциплинированный родом из далекой холодной Бурятии. На фронте несколько месяцев, дело свое знает. Здесь на фронте сорок три года исполнилось, по армейским меркам в возрасте. Семейный, дома трое детишек- школьников отца ждут. Роста не высокого, полноват, глаза сияют добротой, редкие светло-русые волосы стрижены бобриком. Говорит медленно, движется не торопливо, в жизни сдержанный. Воюет также не торопливо, как домашнюю работу справляет. К своему непосредственному командиру, будучи намного старше сержанта Гафурова, относится с уважением. Ценит боевой опыт молодого командира орудия.
Со стороны немецких окопов ветерок подул, запахи заваренного кофе донес, свежего испеченного хлеба, готовящегося ужина, приглушенные голоса, звуки губных гармошек слышны.- Все у немца строго по распорядку, мысленно отметил сержант. Решил Ихсан, пользуясь коротким, так редким на передовой затишьем, письмо домой родным в деревню написать, весточку о себе отцу с матерью дать. В окопе поудобнее устроился. Только подумал за письмо браться, от орудия громкий, заполошный крик дежурившего у пушки заряжающего Локтева.
- Сержант Гафуров, бегом к телефону! На связи командир батареи!!- Вымахнул из окопа, через несколько секунд теплую трубку аппарата к уху прижал. В трубке твердый, решительный голос старшего лейтенанта Жернакова.- Дежурное орудие!- Так точно. Командир орудия сержант Гафуров.- Быстро и коротко по-военному доложил Ихсан.- Цель…координаты… доносится из трубки…снаряд осколочно-фугасный. Цель уничтожить, немедленно!- Жестко и коротко приказывает командир батареи.- Расчет к орудию! К бою!- Еще не положив трубку на телефонный аппарат быстро, уверенно и привычно командует сержант.
А опытные артиллеристы уже у пушки, заняли свои места. Не теряя времени Ихсан команды подает, прижав к глазам бинокль, цель выхватывает в перекрестии. Торопливо подает команды одну за другой расчету.- Наводчик цель…! Заряжающий, снаряд осколочно-фугасный!- Четко металлом звякнул замок пушки, снаряд в приемнике. – Оружие заряжено!- Быстрый, короткий доклад заряжающего.
Страшно, хищно ствол пушки, блеснув на солнце, медленно поплыл цель выхватывая. Дернулся, остановился, замер цель нащупав. Доклад наводчика рядового Чибисова, спокойным глуховатым голосом.- Есть цель.-
Руки, прижимающие командирский бинокль к глазам, непроизвольно дрогнули. Слюну сглотнул, крепко со скрежетом зубы сжал опытный боец, солдат три войны отломавший, сержант Гафуров. Мощный артиллерийский бинокль цель выхватил, к глазам четко приблизил. На картофельном поле, разделяющем наши и немецкие окопы, изрытом воронками, искореженном танковыми гусеницами подвижная цель, по-заячьи мельтешит. Мощный бинокль бегущую цель уверенно держит в перекрестии.
Цель …- Узбек, рядовой Досмат Алимджанов из второго стрелкового батальона, пригнувшись, высоко задрав вверх руки, по-заячьи петляя между воронок, что-то громко крича, задыхаясь, бежит к немецким окопам.
- В плен, предатель!! Не дам!! Не уйдешь!-
Остро сверкнув холодным взглядом, прерывисто, злобно трудно выговаривая, воскликнул молодой деревенский парень, сержант Гафуров. Командует твердым, уверенным голосом.- Орудие огонь!-
Резкий, пронзительный свист разорвал воздух, в тоже мгновение на картофельном поле, там, где бегущая цель, вскинулся высокий фонтан огня и земли, блеснув осколками снаряда. Тут же, как и положено, громкий быстрый, беспристрастный доклад наводчика Чибисова.- Цель уничтожена!!-
Быстрым, коротким движением правой руки, заряжающий замок пушки открыл. Обдав, запахом тротила и светло-сизым дымком из приемника орудия пустая снарядная гильза, с легким металлическим звоном вылетела.
Низко склонившись, над полевым телефонным аппаратом, докладывает сержант командиру батареи…. В трубке резкий, прерывистый с металлическим оттенком, голос старшего лейтенанта.- Видел! Предатель Родины. Так с этой сволочью и надо!!-

Сказали спасибо (2): Oksana145, dandelion wine
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100
     (голосов: 2)
  •  Просмотров: 410 | Напечатать | Комментарии: 1
       
6 февраля 2017 08:34 dandelion wine
avatar
Группа: Редакторы
Регистрация: 31.05.2013
Публикаций: 127
Комментариев: 12769
Отблагодарили:822
flowers1

"Ложь поэзии правдивее правды жизни" Уайльд Оскар

Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.