Я не хотел. Так вышло..." />
Так врывается поздним июльским утром в окно Пожелтевший иссохший лист из небесной просини, Как печальный звонок, как сигнал, как удар в лобовое стекло: Memento mori, meus natus. Помни о смерти. Готовься к осени.

ПРЕДАТЕЛЬ. Очерк. Окончание

| | Категория: Проза
...Но обосноваться, пустить в Швеции корни не удалось.
Поначалу все складывалось удачно. Он нашел работу электрика, жена, имевшая музыкальное образование, подрабатывала уроками музыки. Сняли небольшой уютный домик. Родился второй ребенок – снова сын.
Но вскоре Андрей почувствовал: сгущаются тучи – ему угрожает опасность. Его выслеживают. Агенты Сталина, наводнившие нейтральную страну, явно сели на хвост «шведу», жившему по польскому паспорту и распевавшему под хмельком раздольные русские песни.
Решили бежать в Канаду. Таких охотников подобралось человек двести, среди которых были люди при деньгах. Сложились, купили небольшой пароход, за десять тысяч долларов наняли капитана – молодого эстонца – с командой. Подкупили береговую охрану и таможню, не выпускавших столь непригодное для далекого плавания судно, к тому же заполненное нелегалами. И ночью отчалили.
Но капитан оказался проходимцем, плохо разбиравшемся в своем деле. Он быстро посадил судно на камни, проломив к счастью лишь днище отсека для пресной воды. Лишившись запасов питья, но все же оставаясь на плаву, кораблик кое-как дотащился до Ирландии.
Снова проверки, допросы, следствие.
Благодаря своему польскому паспорту Андрей скоро оказался на свободе. И даже нашел себе подходящее занятие в стране безработных, как тогда называли Ирландию. Он стал писать о том, как благодаря «отцу народов» стал предателем. Писал на русском, на английский переводил приятель – пастор. Печатался в военном журнале.
Издал две книги: "Родина-мачеха" и "Записки беглеца". .
Тем временем родился еще один сын. С работой было все так же туго. Решили теперь уже легально, законно перебраться и окончательно осесть в США. Но не тут-то было. Ему, личному врагу Сталина, чудом уходившему от его длинных рук, было отказано в визе как "красному".
Возмущенный он пишет и посылает письмо лично президенту Гарри Трумэну. И происходит невероятное. Уже через две недели он был приглашен в посольство, где чуть ли не торжественно ему была вручена виза на въезд в далекую Америку.
Но – одному, без жены…
Договорились: она возвращается в Финляндию, он с сыновьями отправляется в путь. Устроится, вызовет и ее.
Увидев дату прибытия мужа в США, жена расстроилась: не будет удачи на новом месте. Судно приплывает за два дня до заветного числа. Но она ошиблась. Задержанный штормом на двое суток, корабль причалил в порт назначения именно 9-го, 9-го июня 1953 года.

...С трапа парохода на причал Нью-Йоркского порта вышел элегантно одетый (слабость к модным, ладно скроенным одеждам он питал всегда) мужчина. На руках девятимесячный сын, за штанины брюк держатся еще двое. В кармане десять долларов. Ответив на вопросы удивленных таможенников, мужчина отправляется в один из близлежащих отелей.
Там его, явно состоятельного клиента, встречает клерк и почтительно (на его счастье в то время платили не "до", а "после" проживания) провожает в один из самых больших номеров – другие для детей не приспособлены. А он, уложив все свое уснувшее потомство по кроваткам, отправился купить для ребятишек молока.
Неожиданно замечает в одном из кафе телевизор – диковинку для того времени и толпу зрителей вокруг него. Захотелось поближе посмотреть на чудо теле-техники. Вошел в зал, для приличия заказал рюмку водки – отнюдь не дорогое тогда удовольствие. На голодный желудок захмелел.
Но смотрел уже не на телевизор, а на человека за дальним столиком, лицо которого показалось знакомым. Трезвым едва ли бы рискнул подойти, а тут приблизился, тронул за плечо.
- Андрей! Ты в Америке! Когда? Как? Где жена, дети?
Это был его приятель, один из пассажиров того достопамятного "ирландского" парохода, севшего на мель. С ним вместе они мыкались в поисках работы, делились добытыми грошами. Он выехал в США год назад и вот, поди ж ты! Именно его, завернувшего в это кафе совершенно случайно, встречает Андрей в огромном городе.
Первое, чем поинтересовался после бурных приветствий приятель, как у новоэмигранта с финансами. А узнав, раскрыл свой бумажник:
- Возьми, сколько нужно...
Ну а дальше Андрей сделал все, чтобы столь удачное начало получило достойное продолжение. Хотя и не сразу, но снял просторный и недорогой дом. Не с первой попытки, но нашел интересную работу в авиакомпании, где со временем добился и положения, и приличного заработка.
Менее чем через год вытребовал в Америку Ритву. Она тоже прижилась в Штатах: преподавала музыку, пела в ресторанах, иногда участвовала в концертах, даже в телевизионных передачах.
Жена родила ему еще пятерых сыновей и двух дочерей. Все они получили образование, нашли свое место в жизни. У всех семьи, дети. Уже есть внуки.
Александр-Андрей в свои немалые годы вполне еще бодрый, энергичный пожилой джентльмен. Но, увы, снова один. Недавно раковая болезнь унесла жизнь Ритвы. Заглушая боль потери прогулами по горам, после падения со скалы повредил зрение. Больше не мог водить машину, а это в Америке все равно, что остаться без ног.
Нет, каждый из детей принял бы отца в свой дом.
Но он не хотел этого. Не потому, что здесь это не принято. А из-за того, что больше не мог жить как прежде. Разве поведаешь им о том, что творилось в его душе? О том, что в нем неожиданно проснулась дремавшее где-то глубоко чувство вины за его не имеющее прощения и срока давности предательство? Даже, если толчком к нему послужила обида, нанесенная изуверством Сталина.
И он ушел в русский пансионат для престарелых при мемориальном фонде Святого Иоанна Кронштадтского, куда перевел свои сбережения – для вспомоществования землякам-эмигрантам, пока еще не вставшим на ноги здесь на американской чужбине.
Еще, чтобы, сокрушаясь сердцем, думать и говорить на русском языке – языке далекой отчизны – о своем роковом прошлом. И вспоминать о событии, не укладывающемся, как и встреча с Ангелом-Хранителем, в привычные представления об окружающем мире. О котором рассказал мне первому.

...Случилось это накануне особенно жаркого и кровопролитного боя, в котором он и его орудийный расчет должны были участвовать в качестве пехотинцев, которым и были приданы для усиления атаки. Когда до начала штурма оставались считанные секунды, произошло что-то невероятное: его так неудержимо потянуло ко сну, что справиться с этим было выше его сил. Он сумел лишь пробормотать, чтобы его толкнули в нужный момент и рухнул в забытье.
Очнувшись и взглянув на часы, он оторопел: с момента атаки и его обморочного засыпания прошло более двух часов!... В состоянии близ-ком к прострации, совершенно не понимая, что происходит, он кое-как осмотрелся. Было ясно, что бой уже кончился: на земле лежали убитые и раненые, слышались стоны, крики о помощи.
Вдали он увидел группу бойцов, разгоряченных боем, заметил, как к ним подошел командир полка, отвечая на приветствия и пожимая кому-то руки.
Ужасаясь тому, что он натворил и какая страшная кара ожидает его впереди, Александр готов был зарыться в землю, исчезнуть, но... вопреки своему желанию, ползком стал незаметно приближаться к стоявшим. И вдруг буквально обмер: среди них он увидел... самого себя, улыбающегося, целого и невредимого. И это ему жал руку полковник, его хвалил за храбрость и ставил в пример другим.
- Таких и пуля боится, и штык не берет, – говорил полковник. - Представляю тебя, капитан, к медали за храбрость.
В полном недоумении и оцепенении Александр прятался в развалинах, пока бойцы не потянулись к подоспевшей полевой кухне. Но тот, капитан-двойник, отделился от остальных и направился в его сторону, приблизился вплотную и... вошел в него. В тот же миг Александр, словно бы окончательно проснувшись, почувствовал, необыкновенный прилив сил и бодрости, воспрянул каждой клеточкой своего тела.
Он поднялся и пошел к бойцам…

Я не стал бы приводить эту историю, в реальность которой трудно поверить. И сделал это лишь для того, чтобы поделиться догадкой о той внешней ВОЛЕ, которая все эти годы направляла судьбу капитана-предателя.
Думается, именно она привела его к неизбежному финалу.
…В утро, перед моим отъездом из пансионата его нашли лежащим в своей комнате на не разобранной постели с простреленным сердцем. На журнальном столике стояли несколько опорожненных бутылок элитного вина, а на полу валялся пистолет из его коллекции в затейливом шкапчике.
...Жизнь, как известно, не имеет хэппи энда.
Но, как минимум, стремится обрести чистое сердце, господа.
……………………
…Всех наших дедов и отцов, живых и погибших, всех, выполнявших и выполняющих воинский долг перед Россией и не предавших ее, не смотря ни на какие обстоятельства, от всей души поздравляю с Днем Защитника Отечества!
Мира вам, света, благодарной памяти здесь и там!

Пушкино. 2016 г.

Сказали спасибо (2): elenka 5656, nemagor
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100
     (голосов: 2)
  •  Просмотров: 413 | Напечатать | Комментарии: 2
       
19 февраля 2016 19:36 kirovn
avatar
Группа: Авторы
Регистрация: 26.05.2010
Публикаций: 687
Комментариев: 737
Отблагодарили:383
Спасибо, Елена, за внимание и смайл-букет.
       
19 февраля 2016 14:12 elenka 5656
avatar
Группа: Авторы
Регистрация: 14.02.2016
Публикаций: 56
Комментариев: 453
Отблагодарили:336
Очень понравилось. Спасибо за тему. yes flowers1

Блажен,кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов. (Пушкин "Жуковскому")

Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.