Вроде как было терпимо. Нет ни тоски, ни печали. Но, пролетавшие мимо, Утки с утра прокричали. Острым, ноябрьским клином Врезали с ходу по двери. Годы сказали: с почином! Зря ты в такое не верил. Зря не закрыл ещё с лета В бедной храмине все щели. С возрастом старше и ветры, Жёстче и злее метели. Надо бы сразу, с железа, Выковать в сердце ворота

ПОХОД НА РЕЧКУ ЛИФУ в 1964 году

| | Категория: Проза

С возрастом далёкое прошлое становится всё ближе и ближе. В этом 2020 году мне исполнился 71 год. И ночами мне часто не спится. Я смотрю через окно на звёздное небо, и память уносит меня во времена моей ранней юности. Там были живы и здоровы мои школьные друзья, и ничего не омрачало нашу жизнь. Впереди всё было спокойно и ясно. …1964 год стал последним для нас «выпускным» из нашей родной восьмилетней Многоудобенской школы. Выпускной вечер был интересным и весёлым, и запечатлелся в моей памяти на всю жизнь. В этот день до часу ночи не отключали свет. Мы вдоволь натанцевались под баян и гармошку. Родители приготовили для нас праздничный стол. Совхоз в то время был богатым и выделил безвозмездно для праздника: мясо телятины и кур, яйцо, сметану, творог, картофель, молодую редиску и лук, а родители сложились и докупили все необходимые продукты. Еды всем хватило с избытком. Мы выпили по рюмашке Кагору, - всевозможных вкусных блюд было вдоволь. Праздник удался на славу. Все девчонки были в розовых и белых крепдешиновых платьях, а мальчишки в светлых рубашках с галстуком и тёмных брюках. …Рассвет встречали у реки возле костра, пекли картошку и жарили на палочках сало. С нами был наш любимый учитель физрук и трудовик Артемьев Василий Никифорович. Мы часто ходили с ним в походы, на экскурсии и ездили на соревнования по лёгкой атлетике. …Своих детей у него не было, и он всю свою любовь и внимание отдавал нам, своим ученикам. Расставаться с ним никак не хотелось, и от этого на душе было как то, грустно. Под утро, когда пришла пора расходиться по домам, Василий Никифорович, вдруг, предложил: - Ребята, а давайте, на прощание сходим в поход с рыбалкой. Конечно, это далековато, но, оно того стоит. В верховье реки Лифы: (ныне Илистой), ловится красивая «царская рыбка». Наверное, вы такой ещё не видели. Зовут её Хариус – чешуя на ней переливается на солнце всеми цветами радуги. …Я любила рыбалку с детства, и часто ездила с отцом в Пейшулу на Корявый ручей. Там мы ловили небольшим бреднем Ленков, Пеструшку и Форель, а Хариус нам никогда не попадался. От радости я захлопала в ладоши, а вслед за мной обрадовались многие из одноклассников. Через день был назначен сбор возле школы, к десяти часам. Мама собрала мне вещмешок: Тонкое одеяло и нехитрые продукты: Крупы, вермишель, консервы, сухари, сало и картошку, накипятила молока, отварила яиц и сделала творог со сметаной, да ещё положила соль, лавровый лист и перец. - Вы же там, уху будете варить. Об одном она переживала, что обувь у меня была ненадёжная – старенькие кирзовые тапочки, а купить кеды, денег не было. Я её успокоила, что мои тапочки этот поход выдержат.
Собрались мы у школы. …К десяти часам подошла машина, и Василий Никифорович нас обрадовал: До Пейшулы нас довезут, пешком идти далековато. Мы забрались в кузов грузовика. Настроение было приподнятое и волнующее. Всю дорогу пели песни и рассказывали занимательные истории. Через час мы уже были на лесоучастке. Зимой здесь заготавливали и вывозили брёвна. А сейчас большой рубленый дом для рабочих пустовал, и мы в него заселились. Развели костёр и вскипятили чай в большом котле. Пообедали, побродили по окрестностям. Мальчишки порыбачили в ручье, наловили раков (в то время их было множество).Рыбу запекли в глине, а раков сварили – это было лакомство. Спали на топчанах и были счастливы необыкновенно. Мальчики в темноте рассказывали страшные истории и старились напугать нас, чтобы мы от страха визжали. Угомонились только под утро. А, утром умылись холодной водой из ручья, и сна, как и не бывало. Позавтракали легонько и отправились в путь. В тайге шли по компасу, и учитель сверялся с картой. Идти надо было в горку. …С ношей на спине это было тяжеловато. А, потом, уж, когда перевалили хребет, идти стало намного легче. Происшествий никаких не было, кроме как встречи с полосатой, как зебра змеёй. Увидев нас, она зашипела и немедленно уползла в траву. Примерно, через час, впереди заблестела и зажурчала река. Она была не широкой, и больше походила на большой ручей, чем на реку. Вода в ней была прозрачной и ледяной. Мальчишки разожгли два костра, - один большой и другой поменьше. Приготовили пшённую кашу с тушёнкой в большом котле, вскипятили чай с лимонником и смородиновым листом. А большой костёр делали всё шире и шире, - это для постели. Когда он прогорел, застелили его еловым лапником, а сверху постелили одеяла. Василий Никифорович объяснил: -мые умелые рыбаки забросили в воду закидушки с блеснами и поставили хитрую треугольную ловушку с приманкой. …За день все конечно, малость, устали. Но за то, когда улеглись на хвойную постель – это, действительно было блаженство. Утром проснулись полные сил и задора. Те, кто ночью дежурили у костра, ещё спали. Рыбы поймалось много. На закидушках, в основном были Хариусы, а в ловушку попался хороший Ленок, Форель и Пеструшка. Хариус был необыкновенно красивым: чешуя блестела на солнце всеми цветами радуги, - её даже чистить было жалко. Его мы запекали, - заворачивали в листья щавеля, обмазывали глиной и … в горячую золу. Вкуснее рыбы, я никогда не ела. Из рыбы, помельче, приготовили настоящую походную уху, пахнущую дымком и приправами. Два дня мы пробыли на Лифе, …уходить не хотелось, но, надо было возвращаться домой.

ПОХОД НА РЕЧКУ ЛИФУ в 1964 году

Обратный путь будет дольше, придётся всю дорогу идти пешком. Василий Никифорович подзадорил нас: - Мы ещё увидим настоящее чудо в тайге – это Сиреневая сопка. Кто там побывал, говорят, что это необыкновенная красота. Действительно, то, что мы увидели, поразила нас до глубины души. Ещё не доходя до сопки метров пятьсот, ощущался аромат сирени, такой насыщенный, что кружилась голова. И вот перед нашими глазами появилась она - эта Сиреневая сопка. Вся заросшая кустами Сирени, всевозможных оттенков сиреневого и розового цвета. Жаль, что тогда не было цветных фотоаппаратов, и запечатлеть такую красоту было невозможно. И как она попала сюда - сирень? Её ещё и в наших деревенских садах было совсем мало. Полюбовавшись на это таёжное чудо, мы двинулись дальше. Учитель достал карту и компас и стал на ходу, уточнять дальнейший маршрут. И вдруг, он оступился и выронил компас. …Компас разбился об камень, и наш отряд оказался без путеводителя. Происшествие расстроило всех. А Василий Никифорович побледнел и всё - таки нашёл в себе силы и улыбнулся: Ничего, мы выйдем отсюда. По карте до дороги будет около пяти километров. Но, …мы заблудились. Шли довольно долго, а признаков дороги и в помине не было. Наконец, вышли к небольшой речушке и направились вдоль берега вверх. На пути нам встречались странные прыгающие, то ли, ужи, то ли полозы. Они раскручивались по спирали, высоко подпрыгивали и пролетали над землёй около двух метров, падали вниз, и с шипением, уползали в траву. От увиденного, было, как то, не по себе. Тапочки мои уже порвались, и я шла в носках. Исколотые ноги нестерпимо болели. Впереди шёл Лёня Тарасов. Он был глазастым: - Смотрите, закричал Лёнька, я вижу дым! Значит мы, куда – то выйдем. …Конечно, выйдем, сказал учитель: Слава Богу. И всем стало веселее. Примерно, через полчаса мы вышли на большую чистую поляну, уставленную ульями. Это была пчелиная пасека. Три огромные собаки громко залаяли на нас, но, старик с большой белой бородой и в соломенной шляпе, быстро их успокоил и вышел нам навстречу. …И как же это вас сюда занесло! – Спросил он. Ни тропы, ни дороги сюда нет. – А как вы сюда попали, - спросил его учитель. Старик улыбнулся: - Меня сюда вместе с пасекой доставили вертолётом. Сын у меня военный, служит в вертолётной части. Я пасека эта его командира. Я здесь уже, который год нахожусь. Сопки вокруг все липой поросли, и первой, и второй, и третьей. …И продолжил: Небось, устали?! Идёмте, я вас чаем с липовым цветом напою и свежим медком угощу. Он провёл нас в избу: Вы тут располагайтесь, а я вам чай и мёд принесу. На улице под навесом стояла железная печка, а на ней большой медный чайник. …Мы были счастливы. Напились чаю с мёдом и блаженно разлеглись на полу. На ужин дед Трофим, так звали старика, приготовил пшеничную кашу с тушёнкой. До чего же она была вкусной. Старик смеялся в усы: Каша вкусная, потому что, солдатская. …Увидев мои ноги, он покачал головой: - Ты что ж, это девонька, босиком шла!? В ответ я кивнула головой: - Тапочки у меня порвались, а в носках ноги от колючек и камней не спрячешь. Старик принёс горячей воды, чего то насыпал и велел ноги в ней держать: - Щипать будет, а ты терпи! Как перестанет щипать, ноги хорошей мазью смажем на дёгте, тряпицами замотаем, а утром я тебе лапти дам. У меня их много, - плету, когда скучно. В лаптях на покос хорошо ходить. Только их сейчас никто не носит. Ночью мне никак не спалось. Поверх тряпок я надела носки вышла на улицу. Старик под навесом что то жарил на чугунной сковороде. – Иди сюда, - позвал он меня. Угостить тебя хочу очень полезной едой. Ты ешь и не спрашивай, потом скажу что это такое. Я попробовала и мне понравилось: - Было похоже на мясо и грибы. – Ну, не поняла, что это такое!? Это зародыши пчелиных трутней. Очень они полезные для здоровья! Ну и как не стошнило! – Мне стало смешно: Нет, говорю, не стошнило! Мне в детстве чего только не приходилось есть, …я и змею жареную ела и медвежатину и барсучье мясо с салом. Болела сильно, - так,что советовали моим родителем, тем меня и кормили. Отец мой егерем работал в Супутинском заповеднике, …там мы и жили. – Дойдёте вы и до заповедника. А как выйти отсюда, я вам завтра укажу…
Назавтра, с утра мы позавтракали, дед Трофим налил каждому мёда, у кого какая тара была, меня обул в подходящие лапти и повёл нас к сопке, заросшей кедрачом и липами. Там оказалась тропинка, которая вилась вверх по склону: - Идите и никуда не сворачивайте. Как подниметесь наверх, увидите озеро. Называется оно Чертовым. Вода в нём черная и вонючая и пыхтит. Вокруг мертвые поваленные деревья. Близко к нему ни шагу. …Какой то, газ из него выходит, от которого болит и кружится голова. До Чёртова озера мы дошли благополучно. Глянули на него – жуткое зрелище и вонь невыносимая. Минуту постояли и пошли дальше вниз по спуску. Черезчаса полтора вышли к дороге, а ещё через час …на кордон к заповеднику. Избушка, в которой я жила в детстве стояла на пригорке, а внизу был построен большой рубленый дом. Недалеко от дома из - под земли бил родник. Мы сделали привал, напились свежей воды с мёдом, и собрались идти дальше. Из дому вышел пожилой мужчина, и стал нас спрашивать, кто мы такие и откуда. А я, возьми, да и скажи ему, что в детстве я здесь жила с родителями в маленькой избушке, что стоит на пригорке. Мужчина как то разволновался и говорит: Да ты не Люда ли, Андрея Помазенко Дочка. В ответ, я кивнула головой, и тогда он стал звать свою жену: Фрося, иди сюда! Крестницу свою, я негаданно, нежданно встретил. Надо же такому случиться. Вышла из калитки его жена, обняла меня, расцеловала в обе щёки, и говорит: Вы погодите я …сейчас. Не прошло и пяти, она возвратилась: - Людочка, вот тебе подарок от нас. – И подаёт мне красивую газовую косынку. Дочка привезла, а мне она ни к чему, а тебе пригодится. Ты красивая, молоденькая! Повяжешь на голову и нас вспомнишь. Фамилия наша Железняк. Мать с отцом знают, передавай им привет. …Попрощались мы с ними, вещмешки на спину и пошли по дороге в сторону Новохатуничей, где жила моя бабушка. Я всех пригласила переночевать у неё. Поскольку уже вечерело, а идти было не близко. И тут нам очень повезло. Сзади загудела машина! Это был самосвал. Водитель пожалел нас, только велел в кузов набросать сена. Неподалеку стояла копёшка и мы мигом перетащили её в кузов. Так что до Новохатуничей мы доехали быстро. Я сошла, и попросила мою подругу Ольгу, чтобы она сходила к моим родителям, и предупредила их, что я осталась у бабушки, да и гостинчик им от меня передала – фляжку с мёдом. Вот так благополучно закончился наш поход на речку Лифу, хотя без приключений не обошлось…
События записаны верно, без всякой выдумки. Людмила Прядун – Помазенко.

Сказали спасибо (3): Йак Мани, dandelion wine, Вальжера
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100

Комментариев: 1060
Отблагодарили:215
Цитата: pryadun-ludmila

Будет очень жаль, если оставите как есть. Очень интересно. Если топонимы реальные, то обязательно посмотрю на картах, где это было.
Для начала, разбейте на абзацы, не пожалейте лишних пустых строчек. Пожалуйста!

26 ноября 2023 13:03 pryadun-ludmila
Регистрация: 25.07.2012
Публикаций: 2792
Комментариев: 6119
Отблагодарили:9340
Йак Мани, Спасибо за рекомендации и советы. Пока я не готова редактировать написанное мною. Проза - это сложнее, чем стихи. Но в этой моей истории всё правда. Как оно ко мне пришло, так и изложила. За корявость строго не судите... bye

26 ноября 2023 08:02 dandelion wine

Комментариев: 1060
Отблагодарили:215
Замечательно!
Только, пока это сырой черновик. Я там заметил пару опечаток, но это совсем не важно.
Работа требует неспешной литературной обработки. Нужно будет прочитать несколько раз, представляя себя читателем и корректируя.
Ещё важно разбивать текст на абзацы. Без них иногда натыкаешься на непонятные повороты в сюжете, что кажется очень странным и просто читать неудобно, когда сплошной монотонный текст.
Пожалуйста, не оставляйте в таком виде!
Очень страшно было читать, как вы по тайге шли босиком. Я бы на месте вашего учителя разложил вещи из одного из рюкзаков по остальным, разрезал бы его на полосы и сделал вам защиту для ног. Повезло, что вы вышли на дедушку пасечника, пришлось бы вас нести на руках.
Очень прошу, снова редактируйте этот текст. Он теперь никуда не убежит, будет хранится, пока сайт не обанкротится. Будем читать ещё после ваших правок.
Мне очень не понравилось это "С возрастом далёкое прошлое становится всё ближе и ближе."
Во-первых, это не так.
Во-вторых, это затасканная банальность.
Наверное, как начнёшь, так и дальше пойдёшь.
Я бы тут очень хорошо подумал.

PS Интересно название реки Лифа. Если вы жили недалеко от Амура, то это мне понятно: Ли-Фа, там было много китайских названий, которыми пользовались все. Потом, когда стали бодаться с Китаем, все китайские названия стали менять. Название Илистая слишком банальное, Ли-Фа звучит романтично. А с китайцами больше не надо бодаться, все мы люди. Рано или поздно, все народы перемешаются и разбредутся по Земле. Соседям ругаться нельзя! Это нам показывают все события начиная с развала СССР и до сего времени. Вместе мы сила. Пора это понять.

El pueblo unido jamás será vencido
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.