Стихотворение с посвящением... Степенно размеренным шагом Сквозь осень по листьям идешь И грусть с золотым листопадом, На плечи накинув, несешь. Усталость. Оставили силы. Как будто испили до дна Холодного ветра порывы И осень в безумии сна. Разгульное лето на фото И крепко заваренный чай… В молчании важное что-то Скользило почти невзначай. Не о

Плохая мать

| | Категория: Проза
Сегодня хочу пересказать случай, услышанный мной от знакомого по рыбалке, Валерия. С его слов, описываемые события происходили в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века.

В те годы Валерий пристрастился к охоте в северных уральских угодьях. Как-то, вместе с двумя своими товарищами проводил летний отпуск в тайге у одной из студёных речек. Места даже сейчас в тех краях малохоженые, а тогда и подавно можно было не встретить ни одного человечка за всё лето. Но охотникам же того и надо. Выстроили просторный шалаш на живописном берегу, рядышком оборудовали обеденную зону, со столом и чурбаками-табуретами. Всё чин-по-чину. Вечерком присядешь с устатку, нальёшь в алюминиевую кружку из котелка кипящего чая на диких травках и ягодах, сидишь - любуешься с речного берега на окружающую красоту. Погружаешься с головой в умиротворяющие лесные звуки, постепенно стихающие под заходящее за вершины елей алое солнце. Дни такого отдыха пролетают, как птицы. Не успели глазом моргнуть, неделя позади. Но ещё несколько дней было у друзей в запасе. Чтобы поохотиться и порыбачить вволю, вдали от цивилизации и пустой городской суеты.

Правда, не всё шло гладко. Один из приятелей Валеры в походе простудился. Поэтому его оставили в их маленьком, уже обжитом, лагере. А сами вдвоём с раннего утра по заведённому порядку двинулись в лес. Разведывать новые места для охоты. С расчётом возвратиться к вечеру.

Но переменчивая уральская погода внесла свои коррективы в стройные планы охотничков. С обеда зарядил непрекращающийся ливень, заставший лесных бродяг довольно далеко от места их постоянной дислокации. Под проливным дождём продираться сквозь мокрые кусты – занятие не из приятных. Пришлось искать укрытие под разлапистой елью, чтобы, худо-бедно спрятавшись, переждать непогоду. Ждали долго. А дождь всё лил и лил. Когда поняли, что переждать не получится и уже близится вечер, вылезли из своего сухого укрытия под уютной елью. Надо возвращаться в лагерь. Жаль, день прошёл впустую из-за непрекращающегося дождя. Вмиг промокшие насквозь под водяными струями, парни, то и дело матерясь, двинулись в обратный путь. Но обходя разлившееся и пузырившееся под дождевыми каплями болото, для полного счастья встретившееся на пути, слегка заплутали. В довершение всех бед быстро стемнело, и определить верное направление движения оказалось не так-то легко.

Но горемыки-охотники продолжали упорно шагать вперёд. Перспектива ночевать в холодном, насквозь промокшем лесу и в такой же одежде, отнюдь не радовала. Хоть и далеко, но лучше в лагерь, к тёплому костерку и горячему чайку. А то и к водочке, да по соточке. Это ж никогда не помешает.

Но с каждой минутой надежда выбраться из сырой и всё темнеющей чащи таяла. Когда, совсем отчаявшись, друзья решили махнуть рукой на всё и заночевать прямо тут же, в хлюпающей, холодной мгле, Валеркин напарник воскликнул:

- Брат, глянь!.. Вон там… Не огонёк ли часом?!..

Присмотревшись, Валера тоже увидел далеко, едва мерцающую за стволами деревьев, малюсенькую светящуюся точку:

- Да. Похоже на то. Пошли?

- Пошли. Тоже, наверное, охотнички какие-нибудь, вроде нас, бивак организовали. Дадут коллегам обсушиться по-человечески…

Не тратя времени даром, и стараясь не потерять из виду еле видимый лучик света, мужики направились к спасительному огоньку, светя перед собой карманными фонариками.

Вскоре они выбрались из густой чащобы на маленькую опушку. Тут наконец стал понятен источник света. У дальнего края опушки стояла крошечная избёнка. Чисто теремок из сказки. Размером метра три на четыре и в высоту не более трёх. Если б то был охотничий домик, каких немало разбросано по уральским лесам, в этом ничего удивительного. Но сооружение выглядело, как добротная крестьянская изба: крыльцо со ступеньками и маленькими резными перильцами, чердачный лаз под коньком крыши, окошки со ставенками… Из них-то и шёл слабый мерцающий свет.

Парни в недоумении переглянулись. Такое странное строение ну никак не вписывалось в дикую окружающую обстановку! Вон и палисадник с цветочками у входа. Это что же – кто-то здесь на постоянку обжился? Да тут ведь на много километров в округе никого цивилизованней медведя с волком не встретишь!

Парни минуту обдумывали дальнейшие действия, а затем озадаченно направились к удивительному домишке. Валерка шёл впереди. И когда, подойдя вплотную к крыльцу с входной дверью, по прикидкам, достигавшей ему лишь груди, протянул руку, чтобы постучаться, произошло неожиданное.
Деревянная дверца резко распахнулась, и на полуосвещённый порог, как чёрт из табакерки, выскочила устрашающая фигура! Вернее, фигурка ростом менее метра. В маленьких ручонках существо крепко сжимало заострённый кол, которым несколько раз тыркнуло в Валеркину сторону. Но мужик от неожиданности и так отпрянул назад, едва завидев это чудо-юдо.

Человечек с крыльца не спускался, продолжая размахивать своим первобытным оружием и что-то угрожающе выкрикивая писклявым голоском. Слов было не разобрать. То ли лесной житель изъяснялся на своём, каком-то чужом, языке, то ли тараторил слишком быстро.

За его спиной в дверном проёме Валера успел заметить вторую, такую же низенькую фигуру.

Пытаясь успокоить разбушевавшегося хозяина домика, мужики дуэтом принялись объяснять причину своего появления. Звук миролюбивого человеческого голоса несколько охладил пыл коротышки. Но до взаимопонимания было ещё далеко. Казалось, что злобный малый не понимает, что ему пытаются втолковать незваные гости.
Пока так стояли и общались на расстоянии, Валерка более внимательно рассмотрел странных обитателей лесного жилища. С изумлением догадался, что на крыльце – женщина. И довольно-таки ухоженная для леса. Тёмные волосы плотно зачёсаны назад и закреплены на затылке в пучок. Одежда чистая и тоже аккуратно смотрится. Да и личико вполне себе приятное. С большими и, казалось, светящимися чёрными глазами. Только очень уж сердитое. Возраст хозяйки лесной усадьбы определить не представлялось возможности. С одинаковым успехом ей можно было дать и тридцать, и шестьдесят лет.

Из-за плеча грозной маленькой дамы с опаской выглядывал второй лилипут, очень на неё похожий. Но этот был явно помоложе и не такой воинственный. К тому же, мужеского полу.
Ещё Валерка успел рассмотреть за их спинами деревянный столик. На столе маячит пламенем импровизированный светильник с широким фитилём. А также стоит по паре кружек и тарелок с чем-то съестным. Выходило, своим визитом охотники невольно прервали вечернюю трапезу. Немудрено, что их встретили так недружелюбно…

Переговоры с хозяйкой домика вскоре зашли в тупик. Ни та, ни эта сторона абсолютно ничего не понимали в словах друг друга. Поняв бесцельность дальнейших дебатов, мужики с досадой плюнули и, развернувшись на сто восемьдесят градусов, пошагали прочь от неприветливого обиталища.
Слава Богу, дождь к тому времени поутих и, удалившись на приличное расстояние, друзья смогли развести костёр и наконец-то обсушиться перед сном…

Прежде, чем лечь на боковую, оба долго ещё обсуждали увиденное. Очевидным было одно – это обычные люди, только маленького роста. Лилипуты или карлики. Но как они оказались посреди дремучей тайги, да ещё и дом под свои габариты умудрились выстроить – на эту загадку ответ не находился.

Утром, более любознательный, товарищ Валерки настоял ещё разок сходить к лилипутскому домику. Чтобы уже при дневном свете всё внимательно оглядеть. А что такого? Кто нам запретит? Маломерка с деревянным колом в детских ручонках? Против двух здоровых мужиков с двустволками?.. Погнали, посмотрим! Когда и где ещё такое увидишь? Может, и найдём ответ на загадку…

Валерке и самому было донельзя любопытно. Они пошли. Благо идти пришлось не так далеко. Подходя к домику, на всякий случай, всё же сняли с плеч ружья. Кто знает, что у этих коротышек на уме? И в арсенале ещё, помимо деревянных кольев?..

На опушке было тихо. Ни шевеления. Осторожно обошли странное строение. Неподалёку от домика наткнулись на холмик с деревянным крестом. Под ним свежие цветы аккуратно положены. Могилка чья-то.

Несколько раз покликали хозяев. В ответ гробовая тишина. А любопытство брало верх. Подёргали почти игрушечную входную дверь. На удивление, она оказалась незапертой. Также на удивление, наружу никто не выскочил с колом, как это случилось ночью. Никого дома…
С большими предосторожностями, почти на четвереньках, Валерка, а за ним и его друг, протиснулись внутрь. В небольшой комнатке можно было распрямиться в полный рост и осмотреться. Обычная деревенская обстановка: занавесочки в цветочек на окнах, половички на полу. Самодельные шкафчики и полки вдоль стен. На самих стенах несколько старых цирковых плакатов. Все - изображения цирка лилипутов. Было ещё несколько чёрно-белых портретов черноволосого молодого мужчины с усиками. Он же красовался и на плакатах, среди других маленьких артистов. Но странно - ни одного фото тех, с кем довелось повидаться вчерашним дождливым вечером…

Не найдя более ничего интересного для себя, друзья выбрались наружу. А хозяева как сквозь землю провалились. Но скорее всего, где-то спрятались и наблюдают издалека. Задумывая какую-нибудь каверзу.
Не став искушать судьбу, тем более потешили уже любопытство, мужики отправились обратно в свой лагерь.

Добравшись до места, про свои приключения, естественно, рассказали третьему товарищу. И тому ужасно захотелось тоже своими глазами увидеть этакую диковину. К тому же, он был из журналистской братии. А их от такой темы за уши не оттащишь. Тем более, за пару дней полностью оправился от своей простуды и был готов на любые подвиги. Вобщем, через пару дней все втроём совершили повторный марш-бросок к странному мини-домику в лесу.
Но, сколько не прочёсывали местность, так ничего не обнаружили. Это казалось невероятным, но маленький дом исчез, словно испарился. Знакомое болото булькало на месте. Нашли своё ночное кострище. Даже похожая полянка присутствовала. Но самого главного – лилипутского домика и его хозяев не было!..
Истоптали округу вдоль и поперёк, но странного домика и след простыл. Так, не солоно хлебавши, отбыли восвояси.

Дома в Тагиле Валерка с товарищем часто рассказывали про этот случай друзьям и знакомым. Но им мало верили, считая всё приколом и охотничьей байкой. Лишь спустя год или два, в какой-то случайной компании, нашёлся пожилой мужичок, который услышав их историю, неожиданно поведал следующее…

Много лет назад в одном из детских интернатов города воспитывалась черноглазая девочка-лилипутка. Она выделялась среди других детдомовцев своим очень маленьким росточком, потому и запомнилась. Девчушка была бойка не по годам и не по росту. Если где в этом богоугодном заведении происходил очередной кипиш, можно было почти со стопроцентной уверенностью предполагать, что тут не последнюю роль сыграла черноглазая малышка.

Как-то эта девчушка с группой других детдомовцев оказалась на цирковом представлении. Тогда в городе гастролировал цирк лилипутов. Интернатовцев посадили в первый ряд. Во время представления многие заметили, как резко поменялось поведение их маленькой черноглазки. Она никогда раньше не могла спокойно усидеть на месте больше минуты, а тут вдруг словно примёрзла к креслу. Вцепившись ручонками в подлокотники, не отрываясь, во все глаза восхищённо глядела на арену. Особенно привлёк её внимание молодой акробат-лилипут. Такой же черноволосый, как она сама. Тот заметил маленькую зрительницу, рукоплещущую громче и дольше всех. Да и как не заметить малютку, резко выделяющуюся среди прочих рослых сверстниц.
Улучив момент, черноволосый акробат в сальто с разбегу ловко перескочил барьер арены и, припав на одно колено перед опешившей девчонкой, галантно с поклоном, протянул ей алую розу, которая казалась просто огромной в её детских ручках.
Мало кто заметил, но вместе с цветком черноволосый артист сунул что-то ещё, похожее на фантик или билет.
Обычно угрюмую малышку-черноглазку было не узнать. Она вся словно светилась. С кукольного личика до самого конца цирковой программы не сходила счастливая улыбка…
Представление прошло на «ура». Интернатовцы были в восторге. С криками и смехом заполнили автобус, который отвёз их обратно в казённый дом. На то, что девочка-лилипутка не со всеми, никто в суматохе не обратил внимания.
Хватились пропавшую лишь спустя несколько часов. Кинулись в розыски, но потеряшка как в воду канула. ЧП нешуточное. Интернатовская директриса уже прощалась с должностью…

Черноглазая объявилась сама. Через несколько дней. Ровно тогда, когда цирк лилипутов покатил дальше по городам и весям.
На всех допросах с пристрастием, которые устроила ей взбешённая директриса, безучастно отмалчивалась. Лишь иногда отрешённо и счастливо улыбаясь чему-то своему.

А спустя несколько месяцев новый шок для руководства детдома – одна из воспитанниц на сносях. И кто бы вы думали?..

Аборт делать было совсем нереально, поздний срок. Дождались родов. Младенца, который помещался на ладошке, но был полностью здоров, у черноглазки забрали. Опять же по настоянию директрисы, которая видела в лилипутке причину всех своих бед.
Черноволосой малышке, умоляющей отдать ей новорождённого сыночка, заявила зло и непреклонно:

- Из тебя выйдет плохая мать!..

***

Через год после этого девушка-лилипутка достигла совершеннолетия и покинула стены ненавистного дома-интерната. О дальнейшей судьбе её мало что известно. По словам пожилого мужичка – рассказчика, она проживала некоторое время в доме барачного типа на окраине города. А потом вдруг исчезла. Приблизительно в то же время пропал и её двухлетний сын, воспитывавшийся в Доме малютки. Насколько известно, его так и не нашли…

Сведя воедино оба этих случая – с маленьким домиком в лесу и черноглазой лилипуткой из тагильского интерната, Валерка с другом пришли к смелому предположению. Девчонка всё это время каким-то образом поддерживала связь со своим «принцем» акробатиком - отцом её единственного ребёнка. Он, видимо, узнал о незаконнорожденном сыне тоже, но, скорее всего, не сразу.
Потом парочка встретилась и при первой возможности выкрала двухлетнего малыша из Дома ребёнка. После втроём спрятались в лесу от людской злобы и их суровых законов. Парень, хоть и артист, оказался рукастым. Сам выстроил для своей маленькой семьи тот лилипутский домик. Но, к несчастью, с ним что-то произошло. Или заболел тяжело, или звери растерзали, или худые люди убили. Черноглазая сама его схоронила около дома. На память остались несколько фотографий и цирковых плакатов, которые они с подросшим сынком бережно хранили в своём лесном лилипутском домике…

Но, повторюсь, это всего лишь предположение двух охотников, столкнувшихся со странными обитателями глухого уральского леса.

04.04.2020

Сказали спасибо (1): dandelion wine
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100
     (голосов: 2)
  •  Просмотров: 103 | Напечатать | Комментарии: 2
       
11 апреля 2020 04:37 Константин Галь
avatar
Группа: Авторы
Регистрация: 14.09.2013
Публикаций: 159
Комментариев: 4175
Отблагодарили:768

Впечатления спорные. Первые два абзаца непринуждённо залетели - слог хорош, всё ясно и легко представить. а дальше я стал вязнуть в описании того, как путники плутали и терпели лишения. Точно ли были необходимы эти четыре абзаца, настолько ли они увлекательны, или информативны? Или их можно было сжать до одного абзаца? Уверен, что это возможно и в итоге не потерялась бы динамика.

К тому же все эти 4 абзаца начинаются так, цитирую: "Правда, не всё шло гладко", "Но переменчивая уральская погода...", "Но горемыки-охотники продолжали...", "Но с каждой минутой надежда выбраться...". В детстве читал книжку "Приключения Али-Зибака", там постоянно был такой оборот "Что же касается Али-Зибака..." - это вот что-то из этой области. Как-то даже и выматывает.

Ладно, прорвался, начались события, о которых автор и хотел поведать. Тут меня немного смутила логика героев " своим визитом охотники невольно прервали вечернюю трапезу. Немудрено, что их встретили так недружелюбно…". Напоминаю, под "недружелюбно" подразумевается попытка проткнуть гостей заострённым колом. Развивая эту идею, прихожу к выводу, что вот сижу я, пью чай с лимоном и ко мне стучат в дверь. Ясен пень, что я беру топор и, открыв дверь, отрубаю соседке голову. Посудите сами – я ведь чай пил! С лимоном! То есть – странно не то, что героиня себя так ведёт, а то, что героям это кажется нормальным и именно в таком контексте.

Зато путникам показалось странным, что в доме «ни одного фото тех, с кем довелось повидаться вчерашним дождливым вечером». Вопрос: А почему, собственно, они там непременно должны были оказаться? Вот прихожу я в гости к негру, например, а у него на стенах фотки Хендрикса, Абамы и ещё каких-то чёрнокожих ребят, бейсболистов, скажем. И вдруг я чувствую – что-то не так! Где фотография хозяина квартиры!? А топор-то я дома забыл. Правда же, это звучит неестественно? Просто такие вот «ляпы» сразу рождают недоверие к рассказу в целом, сбивают настрой, поэтому я про них и упоминаю.

Пожалуй, воздержусь от дальнейшего подробного разбора, т.к. и так много понаписал, перейду к обобщениям. У автора богатый арсенал словарного запаса, литературных приёмов, сюжетных построений, сама история – тоже весьма интересна. Но создаётся впечатление, что над текстом не было повторной работы, что автор не посчитал нужным его отшлифовать, убрать ненужное, усилить важное, исправить сомнительное.

Прошу прощения за препарирование, надеюсь, мои слова не показались обидными.
       
10 апреля 2020 12:41 dandelion wine
avatar
Группа: Редакторы
Регистрация: 31.05.2013
Публикаций: 127
Комментариев: 12769
Отблагодарили:822
Очень интересная история, с удовольствием прочитала, спасибо!

"Ложь поэзии правдивее правды жизни" Уайльд Оскар

Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.