Захотелось мне осени, что-то Задыхаюсь от летнего зноя. Где ты, мой березняк, с позолотой И прозрачное небо покоя? Где ты, шепот печальных листьев, В кружевах облысевшего сада? Для чего, не пойму дались мне Тишина, да сырая прохлада. Для чего мне, теперь, скорее, Улизнуть захотелось от лета? Не успею? Нет. Просто старею И моя уже песенка спета.

Мои воспоминания. Детство (продолжение)

| | Категория: Проза
Детские игры и развлечения
Из детских игр очень популярной была игра под названием «Попа - гоняло». На уличной дороге ставился городок и, отступив метров 5-6, был кон. Водящий стоял рядом с городком (попом), а все остальные игроки зайдя за кон должны были поочерёдно бросать биты (палки) и старались попасть по городку. Когда попадали, то «поп» улетал по дороге. Бьющий подбирал биту и оставался на этом месте, дожидаясь своей очереди.Так поочередно все игроки бросали биты и гнали городок по дороге все дальше и дальше. Иногда на километр и дальше получалось. В итоге все промахивались, бежали за своими битами, а ведущий хватал городок и все мчались к началу старта. Последний прибежавший становился ведущий. Играли по 10-15 человек-было очень весело. За день сколько километров пробежишь-никто не считал. И не надо было ни каких специальных кроссов, пробежек, чтоб держать себя в форме -одна игра, в которую играли с большим удовольствием, заменяла все спортивные мероприятия.
В селе был футбольный стадион и волейбольная площадка. Там играли более старшие товарищи, тренировались сельские команды-было первенство между сел и по району.
В сельском клубе стояли теннисный и бильярдный столы, собиравших немало любителей этих игр. После вечернего киносеанса в зрительном зале включали радиолу (магнитофон) и крутили популярные мелодии. Нередко приезжали артисты из районных или столичных филармоний и ДК. На концерты собиралось полсела, кроме тех у кого дел было полно, или одеть нечего было. В основном старики и молодежь. Однажды приехал вместе с артистами гипнотизер. Так то я был стеснительный мальчик, а тут гипнотизер вызывает на сцену детей, и мне мой внутренний голос говорит-иди, тебя зовут, и я пошел на сцену. Там артист велел нам закрыть глаза, поднять перед собой руки и слушать его команды. Кого- то отправил назад в зал – я все это видел с закрытыми глазами. Потом пошли команды-играть в футбол, плавать , прыгать, гавкать и мы, все дети, прыгали, гавкали, изображали игру в футбол или плавание. Потом сказал , чтобы мы открыли глаза и шли в зал. Он нас якобы разгипнотизировал . Утром встаю и узнаю от бабушки, что я всю ночь гавкал и мяукал. Она не знала, что делать со мной. У колодца поутру ей соседки рассказали, как я на сцене у гипнотизера ассистентом (подопытным кроликом) был. Вот ведь гад какой-над бедными деточками опыты ставил-так хоть полностью бы снял гипноз с них-шарлатан одним словом был этот гипнотизер. Хорошо, что все обошлось только бабушкиным испугом.
Сейчас смотрю, как я и моя супруга опекает внука-каждый шаг, каждый чих. Одного никуда не отпускаем, даже мусор вынести. Нас так не опекали-с 9-10 лет нас дома было не удержать-речка, лес, рыбалка, игры, клуб, вечерние посиделки на чьем-нибудь крыльце до утра. Что-то в нас всех изменилось, во всем обществе. Мы всего боимся и не без причины. Страх в законопослушных гражданах и беспредел у неадекватных людей, защиты от которых нет. Полнейшее недоверие государственным институтам. И поворота к лучшему не намечается. Жаль…
Рыбалка
Условия для рыбалки в Сияве были идеальнейшие. В пойме реки Сура была цепь озер, оставшихся от ее прежнего русла. Старица, Хомутец, Сосновское, Кобыла с Жеребенком и другие- были полны рыбы-карася серебряного и красного (золотого), окуня, щуки, плотвы. Эти озера регулярно по весне затоплялись, обновлялись при разливе Суры, поэтому не зарастали. Давления приезжих рыбаков со стороны не было из-за отсутствия дорог к озерам и авто у рыбаков. Процесс рыбалки выглядел так: в 12 или час ночи, после клуба, договорившись с пацанами, бежали домой . Переодевались, стараясь никого не тревожить, брали сумку с бутербродами, прикормкой (пшенной кашей сдобренной подсолнечным маслом духовитым), банкой с червями , удочки и собирались на окраине села, дожидаясь всех остальных ребят и девчат. Да, кампания у нас еще та была. Мальчишки и их сестры-человек 10 набиралось. Такой командой идти ночью через лес и пойму было не страшно. Было иногда страшно-идешь, болтаешь, в темноту таращишь глаза и , вдруг- «му»-сердце улетело нафиг, девчонки в визг-а это совхозные коровы, которые паслись тут, не пошли на ферму вечером-были и такие-шарахаются в темноте. Испугались маленько, зато впечатлений полные штаны.
Вот наконец озеро показалось-туман космами поднимается-значит будет жарко днем-верный признак. Располагаемся вдоль берега, достаем прикорм (кашу), разбрасываем его и начинаем настраивать удочки. В качестве поплавка -гусиное перо (пенопласта еще не было). Иногда использовали кору от дуба, но перо ценилось больше. Закидываешь штуки 3-4 удочки и ждешь поклевки. Наломаешь веник из веток, чтобы комаров отгонять-у озера их тьма-пищат, лезут в глаза и рот-нос. Никаких репеллентов в то время и в помине не было. Постепенно начинается рассветать. Внизу еще темно, а облака потихоньку начинают озаряться всходящим солнцем. И тут поклевка у кого-то. Возгласы друзей, то одного , то другого, а тебя ничего нет -ты всматриваешься в темную воду-еле-еле видишь поплавок. И вдруг поплавок лег на воду и потихоньку поплыл в сторону. Тут уж не зевай-подсечка- и леска, натянувшись , пошла в сторону. Тяни, тяни или уйдет в траву ,и все -и рыбу не достанешь, и снасти порвутся. Нередко так и было. Наконец удается вытащить первого карася. Ну все- обрыбился. Дальше только техника. За утро умудрялись наловить до сотни карасей (3-4 кг). Радостные шли домой. Лес казался добрым и родным, и сосем не страшным. Дома юного рыбака встречал дед, забирал сумку с уловом, и с усмешкой в усах говорил бабушке: «Катерина! Внучек тебе работы принес на полчаса. Покорми его да рыбой займись, а я воды из колодца принесу». И вот бабушка, накормив меня и отправив спать, начинала эту сотню карасей чистить. На следующее утро было приготовлено роскошное блюдо-карась в сметане на огромнейшей сковороде, приготовленный в русской печи. Сама она рыбу практически не ела-сразу косточками давилась. Мы с дедом вдвоем наворачивали эту сковородку, а он еще меня похваливал. А мне много ли надо было.
Много позже (в 1982 г) я уже с женой поехал проведать стариков. Так вот снова , но уже на сельском пруду, наловил целый таз карасей, и бабушка опять чистить стала, хотя я сказал, чтобы с десяток почистила, а остальное на корм скоту отдала.
Вспоминаю, мама рассказывала, как она первый раз к отцу в Мачкасы приехала. Собралась родня, как бы свадьба, сели за стол-никаких тарелок и в помине не было-только блюда по центру стола. И что ее поразило-гости, женщины в основном- пришли в фартуках. И когда стали есть рыбу-печеную, вареную, вяленую-то косточки сплевывали в фартук, а не на стол. Такая была традиция. Она была конечно в шоке. Но что было, то было. Как говорится, со своим уставом в чужой монастырь...
Катаклизмы местного значения
Надо отметить, что погода в 60-80–е годы отличалась устойчивостью и предсказуемостью. Сказали календари, что на такое-то число будет «вёдро»,сухо значит, то так и будет. Из года в год была умеренная летом погода (20-25 градусов), зимой и до 30-35 градусов-все было стабильно. Но все же в отдельные дни происходили чудовищные природные явления-редкие довольно- которые приносили большие убытки и жителям и госучреждениям. Я имею ввиду сильные бури и сопровождающие их грозы. Очевидцем такой бури мне пришлось быть в 1966-67 гг. Как всегда, мы с друзьями ушли на рыбалку рано утром. Часов в 10 стали слышны раскаты грома и поднялся ветер. Мы быстро собрались и быстрым шагом пошли домой. Чтобы сократить дорогу решили, что , как выйдем из поймы, сразу срежем путь через лес-заказник. В лесу перешли на бег, так как уже первые капли дождя стали падать. Все потемнело. Гром гремит почти не прерываясь, но еще не над нами. Только успели добежать до своих домов, как небеса разверзлись и началось светопредставление- непрерывные грозы, гром - все сверкает и гремит. Рев ветра, треск ломающихся деревьев у дома. В общем жуть-хоть под кровать лезь. Через полчаса тучи ушли и ветер прекратился. Мы вышли на улицу и обмерли. Столетнюю иву перекрутило и разломало пополам. А когда через день пошли посмотреть что случилось с лесом, то его не узнали - каждое 3-4 дерево было вырвано с корнем и свалено. Последствия этой бури ощущались еще лет 10. Как мы успели вовремя свалить с рыбалки, проскочить через этот сосновый лес и остаться живыми-это божий промысел. Видимо мы были безгрешные, как ангелы, и он нам помог. Слава тебе , господи, и ныне и присно и во веки веков!
Заговор с дедом против бабушкина сундука
Дом у деда с бабушкой был из двух комнат: крыльцо, сенцы, дверь, кухня и столовая, большая комната в 2 окна на улицу и одно окно в правую сторону. В комнате была большая гостевая кровать, дедова кровать, круглая металлическая печка «Голландка» для обогрева зимой, за печью бабушкин закуток-кровать, одежда и самое главное-сундук- похоже от приданого остался с незапамятных времен с выпуклой крышкой и обитый металлическими полосами. Меня (в молодые годы) содержимое сундука особо не интересовало, кроме одного. Помните в начале книги я писал про шоколадку, которую привезли родственники ( кстати -сын бабушкин -Анатолий) , и которую я схомячил у сестры? Так вот здесь было продолжение. Эти же родственники приезжая к бабушке привозили в качестве сладких гостинцев конфеты разных сортов, в красивых обертках. Бабушка эти гостинцы быстренько прятала в сундук и на замок-как бы дед лапки за ними не протянул. Хотя надо сказать, дед никогда на ее сферу влияния не покушался. И пенсии у них были у каждого своя. А конфет хотелось попробовать. И он мне между прочим говорил, где у бабушки лежит ключ от сундука. Я после такой наводки доставал ключ, открывал сундук, брал себе две конфетки, а деду одну и закрывал сундук. А конфеты были - «Петушок- золотой гребешок», «Кара-Кум», «Мишка на севере», батончики соевые и карамель «Малина», ириски. Это был почти Новый год, только летом. Через 50 лет я попробовал эти конфеты уже будучи в Москве-близко не стояли - ни вкусом, ни запахом. Боязно есть стало , а уж детям давать так и подавно.
Мистика
Эпизод, о котором я расскажу , к мистике с натягом можно отнести. Но все равно это была часть нашей жизни, и которая больше не повторилась. Где то в году 64-65 –м дед решил сменить венцы под домом (Венцы-деревянные столбы, на которых стоит дом). Такую работу выполняют «помочью». Это когда по приглашению хозяина собирается родня, знакомые и работа проводится бесплатно, за угощение. В России в сельских общинах многие дела делались таким образом- строительство, сенокос, замена венцов и т.п. Так вот, собрались мужики, быстро землю от фундамента отбросили, обнажили угловые столбы-пошли пообедали, по рюмке-две выпили, покурили и дальше за работу. К ночи только смогли эти столбы по одному вытащить и новые поставить. Наступила ночь и вы не поверите- вся гора старых столбов и щепок озарилась голубовато-зеленым холодным огнем. Мы , ребятня, сидели на крыльце и оторопели от увиденного. Нет, жуков-светляков мы видели, но это были не жуки и такого никто не видел и не помнил. Мы ломанулись за мужиками, подняли их из-за стола и тут выяснилось, что так светятся гнилушки, и ничего страшного в этом нет. Вот тут мы развернулись-отрывали гнилушки от столбов, натирали ими свою одежду, разрисовывали свое лицо, а потом пошли в клуб пугать девчонок, когда они пошли домой. Нам этого показалось мало и мы пошли по домам , где жили одинокие старушки. Постучишь в окошко, бабушка выглянет и обомрет ,увидев пляшущих чертей. Разговоров об этом было утром много у колодца, а мы промолчали и родственники нас не выдали. И смешно, и страшилка знатная получилась. А на следующую ночь гнилушки уже не светились.
Выполнение общественно-значимых работ
В деревнях часто случались пожары. Поэтому старались строится подальше друг от друга, бани вообще были на другом конце участка, рядом с речкой. Тем не менее на каждую ночь назначались дежурные –сегодня один дом, завтра другой и так далее. Взрослые поручали эту важную работу нам - мы все равно всю ночь не спали, а сидели у кого-нибудь на крыльце (обычно у дежурного) и играли в свои детские игры. Периодически обходили свой участок со стукалкой (деревянная доска с прикрепленной в верхней части на цепочке крупной гайкой. Ходишь по улице, мотаешь такой доской, гайка стучит-все знают, что дежурство организовано.
Второй обязанностью было дежурство в сельсовете у телефона. Все дежурство сводилось к играм в "третий лишний", "глухой телефон" и другие. В последние годы провели телефоны по домам руководителям совхоза и в больницу, и эту обязанность сняли.
По ягоды
С середины июня наступала ягодная пора. С утра пораньше и стар и млад, кто с лукошком, кто с кузовом, кто с бидончиком- небольшими группами отправлялись в лес. У каждой семьи были свои ягодные места. Поскольку первые годы своего пребывания в Сияве я еще был мал, то меня в большой лес не брали. И мы с сестрой шли в Заказник, сосновый лес в 500 метрах от деревни. Она - с кастрюлькой литров на 5, а я - с кружечкой. Идея была- собрать кружечку ягод , и в кастрюльку высыпать и, таким образом, собрать кастрюльку доверху. В те времена не было средств от комаров и оводов, а в лесу их была тьма тьмущая. Заели, не сколько собираешь ягоды, сколько отмахиваешься от этих врагов человечества и моих в частности. Собрал одну кружечку, высыпал в кастрюльку, и стал собирать следующую. Все таки насекомые победили – я стал канючить , мол пошли домой, сил никаких нет. Но сестра была упрямым человеком-пока не соберет кастрюлю-не уйдет из леса. Приотстал немного от сестры, сел на пенек, и потихоньку стал есть ягоды из кружки. Как только доел, тут и сестра добрала кастрюлю и мы дружно пошли домой-она с полной кастрюлей, а я с пустой кружечкой.
Бабушка Катя пекла в русской печи ватрушки с ягодами, варенье, сушила. А мы с дедом ягоды наворачивали с молоком-раздавишь в чашке, ложечку сахарного песка положишь- ум-м-запах и вкус изумительный. Ягоды были разные-земляника, черника, костяника, луговая клубника, а в огороде-виктория. Но лесные ягоды были намного вкуснее и ароматнее. Вкус детства.
Завершение учебы в школе.
Как сказал какой-то поэт-«время шло, года летели». Незаметно подошел к концу школьный период. Что запомнилось из последних 2 лет учебы- это летний одномесячный лагерь по отработке на стройке на вводящихся в строй действующих домов в микрорайоне Стрелка. Жили в школе-мальчишки отдельно, девчонки отдельно. С нами был Борис Александрович Дарьев, а с девочками- Ариадна Михайловна-историк. Придем на стройку-девочки метлы в руки и по этажам мести, а нас –в подвал с лопатами. Работали, но не усердствовали. И уже появлялись взрослые хотелки. Не помню кто предложил попробывать хлеб с намазанным толстым слоем зубной пасты " Мери" (в пасте был большой процент спирта). Наверное что-то не так сделали- было противно, а эффекта ожидаемого не было. Ладно хоть не ваксу ели (Вакса-обувной крем). Короче -пролет.
В последнюю ночь устроили праздник-перемазали друг друга зубной пастой, по обливали водой-в общем хорошо завершили трудовой семестр.
Экзамены по итогам учебы сдал на пятерки, кроме сочинения по русскому и литературе. Тут сказались причины, к учебе не имеющие никакого отношения. На золотую медаль шло 5-6 человек. А медаль выделили одну. И, как вы догадались, за счет регулирования оценки по русскому, вытягивали одного кандидата-сыночка местного начальника. Особо я не расстроился, но осадочек от несправедливости остался.
Сам впускной вечер –речи, награждение, застолье-мало запомнился. Под утро по традиции погуляли по городу, некоторые пацаны искупались в Суре-пока лезли напрямую через кусты к реке, запутались в колючей проволоке. Девчонки платья бальные порвали. Вот так закончилась школьная пора. Впереди-взрослая жизнь.
(А школу ликвидировали 4 марта 2013 года).

Сказали спасибо (1): dandelion wine
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100

"Ложь поэзии правдивее правды жизни" Уайльд Оскар

Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.