Как-то в старом лесу Разразился пожар. Две недели он там бушевал. И такой от него Был неистовый жар, Что оплавились выступы скал. И смола, как слеза, Из деревьев текла, Разрывались сердца в их стволах. А любая сосна Превратиться могла После сна в кучу бревен иль плах. Не жалей, старый вяз, Что в трясине увяз, Что не спилят, не сделают дом. Вот пр

О чем поведала картина...?

| | Категория: Проза
О чем поведала картина...?


Если есть старая картина, написанная там, где мы живем, о чем она может поведать? О прошлых, забытых или неизвестных видах, временах, фактах и событиях. Особенно это так, если картина реалистична.
Именно такой картиной, является картина московского художника, графика-иллюстратора, портретиста, Владимира Петровича Высоцкого, «Богатство наше». Родился художник в 1911 году, умер в 1983 (не стоит путать с певцом Владимиром Высоцким, это разные люди). Написано полотно, на холсте маслом. Почему эта картина способна точно и реально рассказать нам о прошлом нашего района и области? Потому что она, по сути, фото из прошлого и написана была в Ленинском районе ЕАО, очень возможно, что в селе Унгун.
Будучи художником документалистом, ценящим реальное дыхание жизни, Владимир Петрович старался изобразить жизнь, такой как она есть, и боялся излишней рациональностью или выверенностью нарушить реалистичные изображения на своих полотнах и рисунках.
В.П. Высоцкий, много путешествовал, в том числе бывал в командировках и на Дальнем Востоке. В поездках, всегда рисовал, и с ним была его вторая любовь, кинокамера. Вероятно поэтому, его зарисовки, в том числе и картина «Богатство наше», порой напоминают документальные кинокадры.
О чем же поведало произведение искусства? Конечно, ясно, что полотна буквально не разговаривают, но то, что на них изображено, может пролить свет на некоторые ушедшие исторические моменты и на природные или другие особенности местности изображенной художником.
На рассматриваемой картине «Богатство наше», в основном изображен таежный зимний пейзаж. Рассмотрев полотно, и собрав дополнительную информацию, можно понять какое, по всей видимости, место Еврейской автономной области на нем изображено. Район рек Малый, Средний и Большой Таймень, пятьдесят один или более лет тому назад. Вероятнее всего, район верховья реки Средний Таймень.
Об этом свидетельствует во первых, трелевочный трактор, двигающийся по зимнику. Это ТДТ – 40 (трактор дизельный трелевочный). В серию данный трелёвочный трактор пошел в 1956 году, и выпуск его продолжался в течение целых 15 лет, по 1971 год. Предназначался он для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки. За один рейс вывозил в среднем 5 м3 древесины.
Первое время, в селе Унгун лесозаготовкой занимался ДЭУ, дорожно-эксплуатационный участок. За зиму заготавливали 800 кубических метров леса. Лес шел на доски, мосты и строительство домов. Лес трелевали обычными сельскохозяйственными тракторами. Также тракторами, вывозили лес на санях. Затем стали машины переделывать под лесовозы и вывозили уже машинами. Специальной лесозаготовительной техники не было.
В 1966 году была образована ДМЖС (Димитровская машинно-животноводческая станция), которая в летнее время, занималась производством витаминно-травяной муки и заготовкой сена для совхозов. Дубовцев Валентин Васильевич был первым руководителем, а завершал руководство Виктор Григорьевич Домрачев. Летом на лугах славно трудились шефы из Комсомольска-на-Амуре. Интересно, что в 80-е годы, в ДМЖС и другие хозяйства, приезжали за сеном, соломой даже из Читинской области. Со своим оборудованием, техникой, прессовали сено, солому и отправляли по железной дороге. Из-за засухи у них ничего не выросло и чтобы спасти положение и прокормить животных потребовались такие действия. В зимний период ДМЖС занималась лесозаготовками. С ее появлением объем заготавливаемой древесины вырос до 4000 – 5000 кубических метров леса за сезон.
Как выше было сказано, Унгунский ДЭУ сначала возил лес тракторами. Автомобилей не было. В Димитровскую же машинно-животноводческую станцию, в год основания была осуществлена поставка необходимой для работы техники. Организация, помимо автомобилей, получила новые трактора, Т-40 и МТЗ. Поэтому, доставляли лес к месту назначения новыми автомобилями, к примеру, грузовиками ЗИЛ-157. В этой же поставке, по всей видимости, по железной дороге с завода изготовителя, поступило и два упомянутых выше трелевочных трактора, ТДТ 40, созданные и выпускавшиеся на Минском тракторном заводе. Этот же завод выпускал тракторы МТЗ, «Беларусь». Один из этих трелевочных тракторов, по всей видимости, и изображен на картине. Уже это свидетельствует, что на полотне художника изображен пейзаж полувековой давности.
Вторым свидетельством, говорящим о времени изображенном на картине, является вписанный автором в пейзаж человек с лошадью и кошёвкой. Сначала предполагал, что это обычные крестьянские сани рабочего назначения, на которых можно привезти дров, сено и т.п. Однако один из старожилов увидевший картину, посмотрел и сообщил, что оказывается транспортное средство на полотне, кошёвка. Как выяснилось, кошёвка – это такие зимние широкие и глубокие выездные сани с сиденьем на два человека и высоким задком. Предназначались для поездок людей. Что-то вроде нынешнего легкового автомобиля. Во многих случаях, это слово пишут с буквой «о», «кошовка», однако согласно правилам русского языка, в этом случае для передачи ударного гласного «о» после «ш» пишется буква ё.
Со слов одного из жителей района выходит, что этот человек с такими санями Ушаков Афанасий Михайлович, вероятно родственник знаменитого исследователя Арктики, родившегося в селе Лазарево, Георгия Алексеевича Ушакова. Жил Афанасий Михайлович в селе Унгун, вероятном месте написания картины, работал начальником уже упомянутого предприятия ДЭУ. И он очень любил лошадей. Летом ездил на бричке, зимой на кошёвке. Один из его современников поведал: «Он любил проезжаться. Отсюда до Лазарево на перевал съездит. Где лес валят, мог поехать. Вопросы решал. После его смерти на кошёвке больше никто не ездил. Разобрал кто-то ее». И он такой был один. По утверждению старожилов, кроме него никто такой транспорт не использовал. Родился Афанасий Михайлович Ушаков в 1896 году, что подтверждает запись хранящейся в селе Лазарево церковной книги. Умер 23 октября 1968 года, в возрасте 72 года. Работал начальником ДЭУ, до выхода на пенсию. В те годы, до 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Афанасий Михайлович, вышел на пенсию в 68 лет, это был 1964 год. В 1967 году заболел и проболел с год, до смерти в октябре 1968 года. Перед смертью, во время болезни, Афанасий Михайлович уже совсем не работал и никуда не ездил, находился дома.
Два трелевщика, ТДТ -40, один из которых изображен на работе художника, как показывают свидетельства, появились в ДМЖС в 1966 году. Один на верхнем складе работал, таскал деревья с делянки на склад, а второй на пилораме. Афанасий же Михайлович, будучи на пенсии, продолжал ездить и на бричке и на кошёвке. В зависимости от времени года. До болезни, крепкий был мужчина. Также был охотником и рыбаком. И вполне мог предпринять на своем двухместном транспорте, кошёвке, зимнюю поездку на деляну, тем более что вполне возможно не один, а вместе с Владимиром Петровичем Высоцким, автором картины. Где и был запечатлен художником при встрече с трелевщиком ТДТ 40, перемещающим лес с делянки. Получается, момент, запечатленный на картине, приходится на 1966 или 1967год. Таким образом, можно сказать, что перед нами цветное фото полувековой давности. А ведь ещё каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были чёрно-белыми. Тем более интересно цветное старинное «фото», которому пятьдесят, или чуть более, лет.
Почему более вероятен вывод, что на картине, таежный пейзаж у реки Средний Таймень? После основания в 1966 году, первые делянки для заготовки леса Унгунскому ДМЖС выделяли как раз в верховьях реки Средний Таймень. Это была зона ответственности Успеновского лесничества. Само лесничество находилось в селе Трек. Это в Облученском районе, на полпути между поселками Кирга и Семисточный. Расстояние до Биробиджана около 25 километров.
Внимательно рассмотрев полотно художника, можно увидеть, что трелевщик перемещает деревья с ветками. Это означает, что он транспортирует лес непосредственно с деляны на верхний склад. Так было заведено: спиленные деревья, как есть с ветками, трелевщиками и тракторами, приспособленными для этой цели, трелевались с лесосеки на верхний склад. Расстояние между ними, делянкой и верхним складом, составляло около одного с половиной километра. На верхнем складе, ветки обрубались, и деревья пилили на бревна по 6,5 метров, затем складировали. Далее, загружали лесовозы, и они вывозили бревна на нижний склад. От места заготовки леса до нижнего склада, коим являлось село Унгун, именно там располагался нижний склад, расстояние было километров 90. На нижнем складе также находилась пилорама. На пути между складами, водители речку переезжали, там был специальный перекат. На лесосеке и на верхнем складе работала комплексная бригада из 12 человек. Лес пилили бензиновыми пилами, «Дружба», «Урал». На делянках были оборудованы землянки. Все жили в землянках. В каждой было по две печки, «буржуйки». При заезде на делянку, завозились продукты, из которых повар, входивший в число бригады, готовил пищу.
С 1940 по 1950 годы, Унгунский ДЭУ, а также бывшие в то время организации, совхозы заготавливали лес для своих строительных и прочих нужд сравнительно недалеко, в километрах сорока от села Унгун. За селом Лазарево двигаясь на север, за рекой Унгун, заготовители пересекали степь и у первых сопок пилили лиственницы. Строились потом совхозы, фермы из этого дерева. Затем в 1959 – 1960 годах ушли на Средний Таймень. Техника у ДМЖС было мощнее, машины новые. Оттуда они и возили уже готовые бревна. Это место уже ближе к Биробиджану. ДЭУ тоже заготавливал там лес, но такой техники как ДМЖС не имел.
Теоретически, картина могла быть написана в период с 1950 по 1960 годы. Это была первоначальная версия. В эти годы автор картины В. П. Высоцкий особенно много путешествовал. А трелевщик на полотне мог быть КТ-12. Внешне он очень похож на ТДТ 40. Выпускался КТ-12 с 1948 по 1951 годы. Пейзаж же изображенный, мог находиться в 40 километрах на север от села Лазарево. Но старожилы не подтверждают наличие в эти годы в совхозе такой техники и эта версия не находит своего подтверждения.Много фактов указывают на 1966 – 1967 годы и на район Среднего Тайменя.
Кто-то может возразить, не возможно на лошади, запряженной в сани, да еще с сидящими в них двумя людьми проехать девяносто километров. Да, действительно, понадобилось бы как минимум 12 часов, чтобы преодолеть такое расстояние. Лошадь без хорошего отдыха не смогла бы непрерывно двигаться в упряжке это время. Но следует принять во внимание следующие факты.
На всем пути до рек Средний и Большой Таймень начиная с расстояния 40 километров примерно от Унгуна, находились выработанные лесосеки. На каждой, оставались землянки, в которых когда-то жили вальщики и прочие работники делянок. В них, возможно, было остановиться и переночевать. При чем, как рассказал один из бывших водителей ДМЖС, возивший лес со Среднего Тайменя, одна из них находилась прямо у дороги в километрах пятидесяти от села Унгун. Далее были еще землянки. Лошадь вполне способна проехать с кошёвкой за раз расстояние километров в 50. Якутские, к примеру, лошади зимой везут на санях по 300—350 кг груза, делая в сутки по 50 и более километров. Также, примем во внимание, что Афанасий Михайлович, был рыбаком и охотником. Причем хорошим охотником. По словам одного старожила недалеко от дороги на Средний и другие Таймени, находились охотничьи домики. Правда, сейчас они сгорели, палы неконтролируемые бывали и их сожгли. Афанасий Михайлович точно знал, где они находятся. В этих охотничьих избушках, находившихся у дорог, примерно через километров 25, от населенного пункта, потом через 40 – 50 км. Могли переночевать 2 – 3 человека, а иногда и больше. Имелся запас дров и продуктов. Вполне прилично и в тепле можно было в такой обстановке переночевать, проехав примерно километров 50 за день и затем отправиться дальше на делянку.
Давно уже действуют неписаные правила для тех, кто ведет промысел в тайге и охотничьи избушки, оставленные на некоторое время без присмотра, в соответствии этим правилам должны иметь запас дров, соль, спички и вещи первой необходимости. Не принято запирать такие домики. Дверь должна быть плотно закрыта, но не заперта. Возможно, когда-нибудь кто-то благодаря этому сможет спасти свою жизнь. Также и вы, если возникнет необходимость заночевать в такой избушке, ведите себя в ней прилично, как в гостях у доброго друга. Не сорите, будьте аккуратны с чужим имуществом. Перед уходом уберите за собой, повесьте припасы под потолок, а если есть свои с собой – не берите хозяйские. Обновите запас дров. Избушка охотника в тайге должна быть готова к встрече следующего странника.
Как выразился один местный житель, работник Унгунского совхоза, Афанасий Михайлович Ушаков изображенный на картине, мог в то время, не теоретически, а практически на кошёвке поехать к лесосеке расположенной на расстоянии в девяносто километров от населенного пункта. Заночевать по пути и потом отправиться дальше. Также можно учесть, что он уже был на пенсии и никуда не торопился. Кроме всего, это было другое время. То, что нам может казаться дико или невозможно, тогда было нормально. Лошадь совсем еще недавно, была и еще оставалась единственным средством передвижения жителя деревни в то время. В личном подсобном хозяйстве, техники совсем не было. И люди были способны передвигаться на них, на большие расстояния. Один житель села Лазарево, ездил верхом на лошади в санаторий Кульдур, там отдыхал и возвращался также верхом обратно. Как схватит радикулит, он садится верхом на кобылу, Рижуха кобыла была, и в Кульдур. Съездил, в источниках покупался, полежал, полечился и назад. А это 223 километра только в одну сторону. Вероятно у него также как и у Афанасия Михайловича Ушакова, была возможность где-то останавливаться на ночлег и отдых.
Вот какую экскурсию позволила сделать в прошлое нашего района и области картина «Богатство наше», цветное «фото» полустолетней давности. Хорошо, если мы время от времени вспоминаем дни древние и помышляем о летах прежних родов. Таким образом, оглядываясь иногда назад, можем извлекать для себя какую-то пользу. Например, получать знания или учиться на примере других.
В заключении, хотелось бы выразить благодарность, за предоставленные исторические сведения, жителям села Унгун, Лягутскому Виктору Владимировичу и Храпак Николаю Максимовичу. Жительнице села Лазарево, Демидовой Ларисе Ефимовне. Жителям села Ленинское, Паздникову Виктору Михайловичу и Писареву Владимиру Ивановичу. Жителю села Кукелево, Погорелову Владимиру Ивановичу.

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 275 | Напечатать | Комментарии: 0
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.