" Мерси "
Здравствуйте, уважаемые господа. Позвольте чуток предаться воспоминаниям о далёком детстве. Когда я ещё был, грубо говоря, пацаном, дворовые гитаристы исполняли песню со словами "детство моё прошагало - и нет, по мостовым, в школьном мелу..." Тогда я был уверен, что эта песня народная или придуманная каким-то бардом. Никто мне о настоящих её авторах не сообщал - может, дворовые исполнители тоже не знали.
Спустя лет двадцать, когда я уже и сам мог более-менее играть на гитаре, я вспомнил первый куплет и припев этой песни, мелодия тоже запомнилась - превосходная мелодия, вальсовая. Поэтому я самостоятельно подобрал несложные аккорды и придумал ещё два куплета. А когда появился доступ в Интернет, я наконец-то узнал, что песня, названная мною " Судьба", на самом деле называется "Нищий ", но в альбом ансамбля " Самоцветы" (1974 г.) вошла под названием "Мерси".
К слову, в ужасном, исковерканном исполнении; правильно поёт сольно эту песню певец Юрий Петерсон, от них ушедший в ВИА "Пламя". А её авторы - поэт Михаил Исаакович Танич, композиторы Никита Владимирович Богословский и Мариа Филипп-Жерар. И текст песни, конечно, на два куплета отличается от моего. Дабы наглядно Вы могли убедиться в огромной пропасти, пролегающей между поэзией настоящего поэта-песенника и рифмоплётством обыкновенного журналиста, позвольте ознакомить Вас с оригиналом и как бы моей копией ("Судьбой") замечательной, не побоюсь этого слова, философской песни.
Нищий.
(Сл. М. Танич, муз. Н. Богословский, М.Филипп-Жерар)
1.
Детство моё
Прошагало и - нет -
По мостовым
В школьном мелу,
Детство моё
Не жалело монет
Нищему на углу.
Припев:
Жалкая доля, не по годам -
Кланяйся и проси:
"Бросьте монетку,
Месье и мадам, -
Я подниму, мерси."
2.
В свадебный вечер,
В назначенный час,
В церковь с Люсьен
Шёл я пешком.
Шаг замедляя,
Как в детстве не раз,
Рядом со стариком.
Припев:
Всё тебе, нищий,
Всё я отдам,
Кроме моей Люси.
"Бросьте монетку,
Месье и мадам, -
Я подниму, мерси."
3.
Счастье не вечно.
Люсьена ушла.
Нищий сейчас
Просит в раю.
Вместо него
У того же угла
Сам я теперь стою.
Припев:
Кланяюсь дамам
И господам,
Вышедшим из такси:
"Бросьте монетку,
Месье и мадам, -
Я подниму,
Мерси".
Судьба ( моя "копия")
1.
Детство моё прошагало - и нет,
По мостовым, в школьном мелу.
Детство моё не жалело монет
Нищему на углу.
Припев:
Жалкая участь - не по годам -
Кланяться и просить:
"Бросьте монетку, месье и мадам,
Я подниму... Мерси!"...
2.
Стал я богат и знаменит, и выходя из такси,
Я нищим купюры надменно бросал,
И слыша "мерси",
Молчал...
Припев:
Кланяться дамам и господам -
Боже, меня упаси!
Пусть много франков я нищим подам,
Зато сам не буду просить.
3.
Судьбу не задобрить - на том же углу
Я всё-равно стою.
Кланяюсь низко, словно метлу,
Гитару обняв свою.
Припев:
Кланяюсь дамам и господам,
Грустную песню спев.
"Бросьте монетку, месье и мадам" -
Всей моей жизни "припев".
Хотелось бы, к тому же, сделать небольшой разбор этого стихотворения мэтра советско- российской поэзии (творчество которого сравнимо с творчеством А.С. Пушкина), к глубокому сожалению, преждевременно ушедшего из жизни. В первом куплете поэт явно симпатизирует герою, от лица которого повествует. И есть за что : с детских лет человек проявляет сострадание к ближнему, пытается хоть как-то ему посильно помочь. Во втором куплете отношение автора к своему главному герою несколько меняется. Особенно это заметно в следующих строчках: " Всё тебе, нищий, Всё я отдам, Кроме моей Люси... " (извините, это имя невольно ассоциируется с собачкой из песни В.Резникова и О.Газманова " Люси").
Именно в этих строчках поэт с огорчением показывает инфантильность молодого человека, наивно верящего в преданность Люси ему - даже нищему. Как показывает история - " Люси" и "бедность" - понятия несовместимые. Собственно, это же показывает и М.И.Танич в третьем куплете. Более того, беспартийный поэт-фронтовик М.И.Танич разоблачает пустым обещанием влюблённого,предпочитающего пешие прогулки в церковь, отдать всё имущество нищему лицемерную сущность буржуазии, щедрую только на словах, а не на деле. Непросто понять, что хотел сказать поэт нижеследующей фразой: "Нищий сейчас Просит в раю...". Насколько мне известно, в раю никто ничего не просит - там всё у всех есть.
На то она и жизнь райская - как при коммунизме (шутка). Возможно, это ирония, дескать, кем здесь был - тем и там ( в загробной жизни) будешь, возможно, просто для связки слов в смысле ритма и рифмы... А вот и поэтическая развязка в третьем куплете, изобличающая нестабильность рыночной империалистической экономики, чреватой жестокими кризисами, о чём предупреждал ещё бывший посол СССР в Израиле товарищ Бовин А.Е.: вчерашний благополучный буржуа занял место нищего на углу. Да уж, очень трагичное и реалистичное стихотворение! Спасибо Поэту М.И.Тахинлевичу (Таничу) за правду - оказывается, он ещё раньше товарища Бовина А.Е. народ предупреждал, но его не поняли, скорее, не захотели понять...
А, может, господин М.И.Танич совершенно другой смысл вкладывал в этот стих, к примеру, не строй общественный виноват, а конкретный человек в свободном обществе просто неудачником уродился - вот и потерял всё по легкомыслию? Действительно, ведь господа-то остались - не все в нищих превратились, не на всех, к счастью, кризисы-то так ужасно действуют... Как говорится, "кому - война, а кому - мать родна". В любом случае, независимо от трактовки, есть все основания признать эту песню одной из первых в огромном списке произведений великого российского Поэта Михаила Исааковича Танича. Светлая ему память...
г.Киев.
В.И.Ульянов ( Ильич).
P.S. Здравствуйте, уважаемые господа. Обнаружение мною в данной публикации ошибок, причём не только собственных, заставило меня как обновить эту наработку, так и составить новую: "Мерси", или "Нищий". Работа над ошибками", которая представится вам позже. Итак, я зря расхваливал выше певца Юрия Леонидовича Петерсона, критикуя в то же время ВИА "Самоцветы". Дело в том, что солистом этого ансамбля Петерсон в 1973 году и являлся, перейдя туда из ВИА "Весёлые ребята". В "Весёлых ребятах" он впервые спел "Мерси" уже в 1972 году. То есть как раз Юрий Леонидович и пел в качестве солиста-"самоцвета" песню "Мерси" в анализируемой в 2014 году аудиозаписи, "исковеркав" её.
Иными словами, он речитативно исполняет вальсовую композицию, сотворённую композитором Н.В.Богословским оптимально под гитарный вальсовый бой в музыкальном размере 3/4. Напомню, как такое действо определяется по-научному: "Речитатив - музыкальная форма, не выдержанная в строгой метрической сетке, род певучей декламации. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Текстовой основой речитатива может быть как поэзия, так и проза. Различают виды речитатива: сухой (secco) и аккомпанированный (accompagnato); размеренный (a tempo); певучий (то же, что ариозо). Во всех видах речитатива большое значение имеет правильная, осмысленная декламация".
Ну а речитативное пение, оцениваемое профессиональными певцами, особенно оперными, как высший уровень вокального мастерства, я не понимаю и не признаю искусством. Отсюда и моё чисто субъективное критиканство, коим я позже грешил и в отношении певицы Мариам Мерабовой, исполнившей в шоу "Три аккорда" вальсовую мелодию "Окурочек" Юза Алешковского. Она тогда речитативила, а аккомпанирующий гармонист, не обращая никакого внимания на мастерство участницы телешоу, самозабвенно наяривал вальсуху: "Раз - два - три, Раз - два - три...". И невольно возникает вопрос: а кто же, в таком случае, противопоставлялся мною "Самоцветам"?
Тут одно из двух: или Юрием Петерсоном на музыкальном сайте с очень понравившимся мне чётким вальсовым исполнением почему-то был назван другой исполнитель, или же это был действительно Петерсон, но вне ансамбля поющий "Мерси" в иной, оптимальной, ИМХО, аранжировке. Во всяком случае голос звучал и в "Самоцветах", и без них, практически одинаково. То, что "Мерси" от Н.В.Богословского вальсовая, по-моему однозначно слышится во вступлении и в проигрышах аудиозаписи "Мерси" "Самоцветов". То же самое могу сказать и о выступлении оперного певца Муслима Магомаева с "Мерси" на авторском вечере композитора Н.В.Богословского в 1973 году.
Там ему аккомпанировал Эстрадно-симфонический оркестр ЦТ и ВР под руководством Юрия Васильевича Силантьева (в проигрышах отчётливо "Раз - два - три, Раз - два - три...", а он пел точь-в-точь как Юрий Петерсон-"самоцвет"). Однако справедливости ради напомню о своём самиздатовском признании лет примерно семь тому назад в собственной музыкальной необразованности. Мне ненадолго посчастливилось переступить порог музыкальной школы как учащемуся в ней, но всё-таки было решено не мучить себя скучным и малопонятным сольфеджио. Поэтому я добровольно и распрощался с ней где-то через полгода, чем очень сильно расстроил своих родственников, которые в складчину даже уже купили дорогой аккордеон. Получается, что я, неуч, не имею морального права не то, чтобы музыкантов с дипломами критиковать, но даже высказывать суждения типа "эта музыка хорошая, а эта плохая".
Только "нравится - не нравится" - и всё! Всё же в своё оправдание могу сказать следующее: критиканствовать насчёт музыкантов позволялось самому себе по причине собственной личности: крайне циничной и наглой, способной не признавать всеобще признанных авторитетов. В общем-то таким человеком журналист и должен быть. Знаменитые журналисты, как говорится, не дадут тут мне соврать. Иначе бы их ("белых и пушистых") не объявляли в международный криминальный розыск. Кроме того, в детстве игре на шестиструнной гитаре, не нагружая сольфеджио, меня обучала пианистка, окончившая музучилище, и умевшая музицировать на гитаре не хуже, чем на пианино. Во всяком случае, теорию музыки и технику гитариста, уверен, она знала не слабее музыканта "дустовика", рокера-композитора Юрия Юлиановича Шевчука.
Благодаря ей меня даже приняли в школьный вокально-инструментальный ансамбль. Но опять - двадцать пять. Вскоре выступать в ансамбле приспичило сыну собутыльника школьного учителя пения из параллельного класса. И педагог освободил ему место, заявив, что в ансамбле могут играть лишь школьники, обучающиеся ещё и в музшколе. Мол, поступай сначала туда, а затем сюда приходи. Сын же его дружбана в музшколе учился по классу духовых инструментов. Поскольку он выглядел старше своего возраста, то в своё время был принят в похоронный оркестр музыкантом-тромбонистом (играл на тромбоне), тем самым подзарабатывая на бутылочку винца своему папашке да и себе.
Но на кладбище не так кайфово, как на школьных танцевальных вечерах со старшеклассницами, балдеющими от гитаристов и солистов на сцене. Таким образом, педагог-баянист и озабоченный девочками алкашик-тромбонист поставили, как говорится, на моей музыкальной карьере крест. Тем не менее, я с гитарой все эти годы неразлучен, причём стараюсь совершенствовать свои навыки. Сейчас у меня дорогая электроакустическая американская гитара, которой я явно, как музыкант, не вполне соответствую. Такие классные инструменты, как правило, предназначены для заслуженных и народных артистов. Однако, извиняюсь, хватит хвастовства, у других любителей, может, и получше есть, да они скромно помалкивают.
Итак, ближе к теме. Что касается строчки в 3-ем куплете "...Нищий сейчас просит в раю...", то подчеркну: целесообразно изменить её на таковую: "...Нищий давно чудом в раю...". Потому "...чудом в раю ..", что быть нищим - само по себе грешно. Ну а грешникам вход в рай, как известно, закрыт. Однако у этого нищего, возможно, обнаружилась уважительная причина ниществования. К примеру, он служил в полиции под прикрытием и обезвреживал наркоторговцев или террористов (шутка). В общем, я свою ошибку более-менее исправил. А о другой, не собственной, расскажет и исправит следующая, анонсированная мною в самом начале постскриптупа, публикация "Мерси", или "Нищий". Работа над ошибками". Пусть личность человека, допустившего ошибку, окажется для некоторых как бы сюрпризом.
Остаётся уточнить: первыми музыкантами, записавшими альбом с песней "Мерси", более того, и назвавшими данный альбом в танцевальном жанре "Мерси" (осенью 1973 года), были музыканты ВИА "Вечерние ритмы" из города Енакиево, Донецкой области. Лишь в этой области "Вечерние ритмы" и имели довольно широкую популярность. Ну а ВИА "Самоцветы" выпустили "Мерси" на одноимённом миньоне позже, в 1974 году. Кроме неё, в пластинку вошли: 1.Песня о радости (Ю.Маликов - Б.Рахманин). 2. Не цветы твои люблю (В.Добрынин -В.Харитонов). 3. У нас, молодых (В.Добрынин, Ю.Маликов - В.Харитонов).
В центре фотоснимка основатель и руководитель ансамбля Юрий Фёдорович Маликов, отец певца Дмитрия Маликова и его родной сестры Инны, заслуженной артистки, тоже певицы и руководительницы вокально-музыкальной группы "Новые самоцветы". Крайний слева саксофонист Юрий Леонидович Петерсон (он же Мелехов, под материнской фамилией выпустил песню "Танюша" в качестве композитора на стихи С.Есенина в 1980 г. для ВИА "Ариэль").
Песню "Мерси" поёт ВИА "Самоцветы", солист Юрий Петерсон.
Постскриптум напечатан 20 июня 2025 года,
В.И.Ульянов (Ильич)
Группа: Авторы
Регистрация: 25.07.2012
Публикаций: 3540
Комментариев: 7599
Отблагодарили:11119

Группа: Дебютанты
Регистрация: 23.05.2010
Публикаций: 374
Комментариев: 10048
Отблагодарили:1280
Товарищ в те года был нелюбопытным, иначе он это знал бы уже тогда - эта информация была несекретной. Если бы он интересовался музыкой - то знал бы, и не только это. Но во дворах такую информацию не ищут - её ищут в специальных радиопередачах и просто на концертах. Я, к примеру, слышал эту песню от самого Юрия Петерсона на концерте Самоцветов - в то время они чесали по всем городам и не по одному разу. Да и на пластинках она была. Но информацию находят только те, кто её ищет, остальные - просто догадываются. Кстати - впечатления эта песня не произвела - типично французский шансон, - сладкая мелодия и невыносимо сентиментальные слова. Гораздо круче прозвучала тогда в исполнении того же Петерсона (отлично пел, кстати - хоть и был не солист, а саксофонист) - русский вариант песни Mammy Blue - тогда это действительно была бомба.