В тени служебных кабинетов, среди бумажной канители и легкомысленных беретов - заложников дневной капели оттаявшей всего на сутки зимы - случаются романы: и стайкой вьются мини-юбки, и молодеют марьиванны. Знобит солидные Приказы от суеты печатных клерков. Многозначительные фразы: «Возможно. Ждите» - фейерверком послеобеденной дремоты. Заваркой пл

Истерзанная земля...Эссе

| | Категория: Проза
70-летию освобождения Белоруссии посвящается.

Я не был на той войне,
что описана в сотнях романов и повестей…
К тому, что написано о войне,
я как солдат никакого отношения не имею.
Я был на совершенно другой войне…
В.П. Астафьев.

Истина заключается в том,
что, несмотря на тяжелейшие испытания
мы победили.
В.В.Быков.

Классик советской литературы – Виктор Петрович Астафьев своим творчеством, в своих многочисленных интервью и выступлениях, при жизни призывал писать и говорить о войне только правду, какой бы она ни была, без всяких прикрас, не тая чудовищного трагизма цены наших малых и больших побед в Отечественной войне 1941-1945 г.

«Война обрушилась на страну неожиданно, её страшные реалии явились для людей не известными по прежней жизни» В.В. Быков.

Позднее его назовут «окопным» писателем за умение с правдивой точностью описать всё то, что испытал он и миллионы таких же фронтовиков как он.

Как же «неожиданно» началась Священная Отечественная война? Вот, что пишет правдивый летописец тех далёких событий Илья Эренбург, в своей 4-ой книге мемуаров «Люди, годы, жизнь»,-«12 июня 1941 года выступление по радио американского журналиста Дюранти: немцы сосредоточили на востоке около сотни дивизий. 13 июня опровержение ТАСС. 14 июня Лондонское радио настаивает: немцы сосредоточили на советской границе огромные силы. Мы молчим. 19 июня Лондон сообщает, что немцы усиливают подготовку в Финляндии. Накануне этих дней наше радио часто передавало песню «Если завтра война», а что делали?... 21 июня я читал на заводе свои очерки. Председатель сказал: «Мы не остров, мы гигантский материк мира». Записка из зала: «Хочется материться, когда слышишь такое»… 22 июня рано утром нас на даче разбудил звонок В.А.Мильман: немцы объявили войну, бомбили наши города. Мы сидели у приёмника, ждали, что выступит Сталин. Вместо него выступил Молотов, волновался. Меня удивили слова о вероломном нападении, ведь был заключён мирный договор с Германией в августе 1939 года. Мы долго сидели у приёмника. Выступил Гитлер. Выступил Черчилль. А Москва передавала весёлые, залихватские песни, которые меньше всего соответствовали настроению людей. Не приготовили ни речей, ни статей; играли песни…Это был самый длинный день в году, и он длился очень долго – почти четыре года, день больших испытаний, большого мужества, большой беды, когда советский народ показал свою духовную силу».
21 июня Георгий Дмитров сообщил по телефону В.М. Молотову точный срок немецкого нападения, получив его из китайских источников. Остаётся догадываться, что эта информация исходила от Рихорда Зорге из Японии. Всё тщетно – Он всё знает, когда, что случится. И случилось, да так случилось, что не знали куда бежать и чем обороняться, факты надо называть своими именами!

Большинство военных историков придерживаются мнения, что если бы советский руководитель за неделю, даже за 4-5 дней до нападения отдал распоряжение привести войска в боевую готовность, война пошла бы по другому сценарию, Красной Армии не пришлось бы отступать до Москвы, тем более до Волги. Значит, Сталин вовремя не осознал, что немцы против нашей воли подвели ситуацию к рубежу войны. Фактор внезапности немцы получили из рук Сталина. Во второй половине дня 22 июня он дал приказ связаться с немецким руководством и заявить ему, что готов пойти на величайшие уступки. Речь шла о новом Бресте. Гитлер думал, что в молниеносной войне он кончит войну на востоке раньше, чем на помощь русским придут англичане и американцы. Но здесь он просчитался. Мысль прекратить войну путём откупа всплывала у Сталина и позже, когда дела на фронте были очень плохи, например, во время битвы за Москву. Гитлер, чувствуя своё превосходство, не шёл на это.

Летом 1944 года советские войска провели ряд мощных наступательных операций от Белого до Чёрного морей. Однако первое место среди них занимает Белорусская стратегическая наступательная операция, получившая кодовое название «Багратион», май- июнь 1944г. Мощные операции Красной Армии летом 1944 года приурочивались к началу десантной операции союзников в Нормандии. Удары нашей армии должны были, в том числе, оттянуть на себя германские силы, не дать возможности перебрасывать их с востока на запад.
Для проведения этой операции привлекались войска четырёх фронтов ( 1-й Белорусский фронт-командующий К.К. Рокоссовский, 2-й Белорусский- командующий И.Е. Петров, 3-й Белорусский- командующий И.Д. Черняховский, 1-й Прибалтийский- командующий И.Х. Баграмян.

Наступление предваряла мощная по масштабу акция партизан. По данным Белорусского штаба партизанского движения, за лето 1944 года с войсками Красной Армии соединилось 194708 партизан. Целью партизан в операции «Багратион» было выведение из строя неприятельских коммуникаций- железные, автомобильные дороги и мосты, линии связи. Массированные действия были начаты в ночь с 19 на 20 июня. На центральном участке Восточного фронта партизанами было произведено 3500 взрывов. В результате этого переброска немецких резервов была задержана на несколько дней. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении конвоя. Фактически произошёл кратковременный паралич тыла группы армий «Центр».

Витебско – Оршанская операция.

Город Витебск был объявлен немцами «крепостью», аналогичный статус имела находящаяся южнее Орша. На этом участке оборонялась 3-я армия под командованием генерала Г.Х. Рейнгардта, а также 17-й армейский корпус 4-й полевой армии. Район Витебска оборонял 53-й армейский корпус под началом генерала Ф.Гольвитцера.

Операцию проводили два фронта. 1-й Прибалтийский фронт, командующий генерал армии И.Х.Баграмян. Его задача – окружить Витебск с запада и развить наступление дальше на юго-запад к Лепелю. 3-й Белорусский фронт под командованием генерал-полковника И.Д.Черняховского, его задача создать южную «клешню» окружения Витебска, во вторых самостоятельно охватить и взять Оршу. В итоге фронт должен был выйти в район города Борисова. Для действий в глубине 3-й Белорусский фронт располагал конно-механизированной группой генерала Н.С.Осликовского и 5-й гвардейской танковой армией П.А.Ротмистрова.

Для координации двух фронтов создали специальную оперативную группу Генштаба во главе с маршалом А.М.Василевским.

Наступление началось с разведки боем рано утром 22 июня 1944 года. В ходе разведки удалось вклиниться в немецкую оборону и захватить первые траншеи.На следующий день был нанесён основной удар. Главную роль играли 43-я армия, охватившая Витебск с запада, и 39-я армия под командованием И. И. Людникова, окружавшая город с юга.
6-й армейский немецкий корпус, оборонявшийся южнее Витебска, был рассечён на несколько частей и утратил управление. Оставшиеся части корпуса, мелкими группами пробирались на запад. Железная дорога Витебск - Орша была перерезана. 24 июня 1-й Прибалтийский фронт вышел к Западной Двине. Контратака частей группы армий «Север» с западного фланга провалилась. В населённом пункте Бешенковичи была окружена «корпусная группа D». В прорыв южнее Витебска была введена конно-механизированная группа Н.С.Осликовского, начавшая быстро продвигаться на юго-запад. 25 июня в районе села Гнезделовичи, к юго-западу от Витебска 43-я и 39-я армии соединились. В западной части города и юго-западных окрестностях был окружён 53-й армейский корпус Ф.Гольвитцера.

На оршанском направлении наступление развивалось медленно. Одной из причин был тот факт, что под Оршей располагалась сильнейшая из немецких пехотных дивизий – 78-я штурмовая. Она была укомплектована значительно лучше других и имела поддержку пятидесяти самоходных орудий. В районе Орши находились части 14-й моторизированной дивизии немцев. 25 июня 3-й Белорусский фронт ввёл в прорыв 5-ю гвардейскую танковую армию под командованием П.А. Ротмистрова. Она перерезала железную дорогу, ведущую из Орши на запад, вынудив немцев к отходу из города или гибели в «котле». В результате к утру 27 июня Орша была освобождена. Танковая армия П.А.Ротмистрова значительно продвинулась на запад, в сторону города Борисова.Утром 27 июня под Витебском генерал пехоты Ф.Гольвитцер с остатками своего 53-го корпуса капитулировал. К исходу этого дня одновременно были уничтожены малые котлы у Островно и Бешенковичей. Силы 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов стремительно развивали успех в юго-западном и западном направлениях. К концу дня 28 июля они освободили Лепель и вышли к району Борисова.

Потери вермахта в Витебско – Оршанской операции превосходили 40 тысяч погибшими и 17 тысяч пленными. Северный фланг группы армий «Центр» оказался сметён, и, таким образом, был сделан первый шаг к полному окружению всей немецкой группировки.

Фронты И.Д.Черняховского и К.К.Рокоссовского устремились далее – по сходящимся направлениям к белорусской столице. До освобождения Минска оставалось пять дней ожесточённых боёв и упорного сопротивления противника. Победа в Белорусской операции 1944 года досталась Красной Армии дорогой ценой. Число погибших составило 178 тыс.человек; более 580 тыс. военнослужащих были ранены. Общее соотношение сил изменилось в пользу Красной Армии. До полной Победы над врагом оставалось менее года.

P. S. Cейчас у наших западных границ опять бряцают оружием стратеги НАТО и прямо заявляют, что они будут дальше продвигаться на восток. Залезли на Украину и завязли в дерьме, бестолковщине. Россия вернула свою исконно русскую землю-Крым. У западников и их боссов за океаном, по этому поводу, визгу нет конца – кричат, топают ногами, грозят, но толку нет и не будет. Хоть тут, мы в очередной раз не опростоволосились и взяли вовремя своё, законное! А кто ответит, что допустили мразь к сопредельным границам, близкими нам по расположению и Государственному устройству, кто?

4 июня 2014 года Игорь Сибиряк

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 697 | Напечатать | Комментарии: 1
       
10 июня 2014 12:53 nikulinsb
avatar
Группа: Дебютанты
Регистрация: 23.05.2010
Публикаций: 374
Комментариев: 10052
Отблагодарили:1280
Начало войны – тайна за семью печатями. Объяснить наш разгром пока никому не удалось, хотя и многие пытались. Но многие документы или засекречены, или, вполне возможно, уничтожены, - чтобы скрыть этот позор. Самое иррациональное – все знали, что Германия готова к нападению, знали о том, она нагнала огромное количество войск к границе, от рева моторов немецких танков в Бресте ночами дрожали стёкла в окнах, - но нападение получилось именно внезапным – это абсолютно верно! Это все командиры на Западе должны были закрывать себе глаза и уши, и повторять нараспев мантру – «Войны не будет, войны не будет…» И как будто никому не пришло в голову подумать – а что будет, если она-таки будет? А кто пытался вякнуть – кончали плохо. Я видел в документах приговор суда – 6 лет за распускание панических слухов о скорой войне с Германией – дата приговора – 28.06.1941 ???!!! То есть, власть говорила народу – не ваше собачье дело думать, ваше дело – выполнять то, что мы вам скажем. Вот оттого мы и оказались в заднице.

Телеграммы с конкретной датой о начале нападения нет и быть не могло, так как Гитлер сам несколько раз переносил срок нападения. А даже если и была – толку бы не было. Вы представьте себе – приходит телеграмма – нападут 11. мая. Потом – 1 июня. Потом – 12 июня. Потом – 22 июня. И что?

«Во второй половине дня 22 июня он дал приказ связаться с немецким руководством и заявить ему, что готов пойти на величайшие уступки.» - это бред полный. 22 июня никто ещё не знал и не предполагал, что начался разгром, а совсем наоборот. У нас войск на границе было больше, а техники – больше в несколько раз, и Сталин отдал приказ встречным ударом разгромить врага – какие тут могли быть переговоры с уговорами?

«Потери вермахта в Витебско – Оршанской операции превосходили 40 тысяч погибшими и 17 тысяч пленными. Северный фланг группы армий «Центр» оказался сметён, и, таким образом, был сделан первый шаг к полному окружению всей немецкой группировки.» - типично совковый приём. 40 тысяч погибшими – это много или мало? Для драки – много, для войны – мало. Ну, хотя бы для сравнения – много это или мало – какие тогда были наши-то потери?

«Cейчас у наших западных границ опять бряцают оружием стратеги НАТО и прямо заявляют, что они будут дальше продвигаться на восток.» - НАТО – это система европейской безопасности, а не блок против России. Все, кто вошёл в этот блок – защищены всей мощью этого блока и могут сэкономить на оборонных расходах. Страны НАТО ни разу не воевали между собой и не подвергались нападению извне. Каждая страна сама думает, присоединяться ей к НАТО или входить в военный союз с Россией. Очевидно, что если бы Грузия и Украина успели бы в своё время войти в НАТО, то их территориальная целостность была бы сохранена. Более того, я уверен, что и мы рано ли поздно вступим в эту организацию, просто потому, что вместе – легче. И безопасней.

P.S. И вот ещё вопросик, до кучи - а если бы друг Гитлер не напал бы на друга Сталина? Так бы мы и дружили с фашизмом, потихоньку деля сферы влияния и оттяпывая от соседей кусок за куском? И кто тогда оказался бы на скамье в Нюрнберге, когда бы эта лафа окончилась?
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.