Когда право лукавой ночи, до заката, в могилу канет, в предрассветной, тоскливой корче, оживут и застонут камни. Вид их жалок, убог и мрачен под крупою росистой пудры. Вы не знали, что камни плачут ещё слаще, чем плачет утро, омывая росой обильной ветви, листья, цветы и травы? Камни жаждут, чтоб их любили. Камни тоже имеют право на любовь, на х

Новосельцев - неудачная партия для Калугиной?

| | Категория: Проза
Новосельцев – неудачная партия для Калугиной?

Наткнулся в Сети на очень интересную статью, где автор пишет о фильме "Служебный роман" и определяет его героиню Людмилу Прокофьевну Калугину как не один из самых лучших, а просто, уверенно, – самый лучший женский образ советского кино.
И, чтобы доказать это, перечисляет достоинства героини А. Фрейндлих…
Замечательная идея!
Как бы ни любили мы что-то, например, наше старое кино, р а з б о р наших интуитивных впечатлений, озвучивание их конкретными словами – всегда очень полезно, в этом я глубоко убеждён.
Потому что пока мы что-то только чувствуем, наши впечатления, волнующие нас образы могут ускользнуть от нас, уйти, как вода, между пальцев. Но зато слова, которые помогают нам формулировать эти впечатления, не только их оформляют и закрепляют, но и становятся мощным и полезным инструментом для анализа других явлений в нашей жизни. Средством применения полученного от искусства "урока" в других ситуациях и обстоятельствах.
Так какие же несомненные достоинства Калугиной отметила автор в своей статье?
Безусловную профессиональную компетентность и добросовестность. – Её не зря ценит руководство, да и подчинённые тоже не находят в этой области того, к чему в ней придраться или в чем обвинить.
Она скромна – лишена заносчивости с нижестоящими, да и в гостях у Самохвалова стремиться избежать излишнего внимания сослуживцев и удаляется в тихий уголок, чтобы не мешать им веселиться.
Она справедлива и самокритична: сорвавшегося на ней Новосельцева не спешит безоглядно признать неправым, а пытается повнимательнее отнестись к его критике и, для себя, видит повод серьёзно поразмыслить над ней.
Она чуткая: очень быстро понимает состояние Ольги Рыжовой и пытается не только прекратить волну сплетен о той, идущую по "трудовому коллективу" с подачи Самохвалова, но и поддержать несчастную женщину, а своим авторитетом – как бы оградить от дальнейших осуждений.
Порядочность, принципиальность, умение учиться (это об обращении к Верочке за советом, "что сейчас носят")… - в общем, автор признаёт, что продолжить список достоинств и симпатичных человеческих черт Людмилы Прокофьевны ему мешают только ограниченные рамки статьи.
Зато комментаторов никто ограничить не может и после статьи происходит просто взрыв - восхвалений от читателей этой любимой всеми героини любимого всеми нами кино. Включая великолепное, феерическое воплощение Алисой Фрейндлих этой героини на экране.
Я с удовольствием прочитал почти все комментарии, радуюсь такому единодушию зрителей этой картины, совпадению их оценок… В том числе и рассуждений о том, что одинокая жизнь Людмилы Прокофьевны подтолкнула её к такому сильному профессиональному росту, а вот Новосельцеву житейские трудности преуспеть в карьере явно помешали. Когда ты отец-одиночка двух маленьких сорванцов, голова идёт кругом от забот, как выстоять своей семье во всех бытовых трудностях и непредвиденных обстоятельствах.
И вот так, радуясь душой, я купался в этом единодушии комментаторов этой статьи, с удовольствием вспоминая этот замечательный фильм, который так сильно отозвался во всех его зрителях… пока не наткнулся на один комментарий.
"Хорошая женщина, жалко только, что так неудачно вышла замуж".
Что?! – не поверил я своим глазам.
И поспешил возразить: Калугина выбрала себе очень хорошего ч е л о в е к а, чего же ей пожелать ещё?
Но читательницу это не остановило, прошло – словно сквозь неё, никак не задев. Опять она повторила, что Калугина заслуживала лучшей участи, читай: лучшей "партии".
Вот это меня озадачило.
Ведь попутно и автор, и комментаторы очень подробно рассмотрели и Новосельцева, выбор на котором остановила Калугина.
Он и ответственен, добросовестно тянет в своей семье лямку и отца и матери для своих детей. И порядочен – не спускает Самохвалову его некрасивую выходку с их общей однокурсницей Ольгой Рыжовой. И принципиален. И искренен. И чужд мелких интриг своего "старшего коллеги" Самохвалова. И отзывчив к бедам Ольги Петровны. И ставит на место разошедшуюся "общественницу" Шурочку…
Да много всего вообще-то, достоинства Новосельцева тоже можно перечислять без конца…
И как же вдруг этот Новосельцев, которого полюбила и навстречу которому раскрылась Людмила Прокофьевна, вдруг показался кому-то не удачной для неё, в её будущем, парой?
Удачной, видимо, должно было быть для Калугиной выйти замуж за сочинённого ею "известного авиаконструктора"? Это так видится некоторым – (женщинам!) – единственно достойная её пара?
Как же сильно поразила меня такая логика!
Раз ты не большая шишка – то и для полюбившей тебя женщины ты – жизненный провал, неудача?
Вот так "уроки" умудрились извлечь некоторые из всенародно любимого фильма!
Однако фильм потому и глубок, и мудр, что его автор Рязанов, мне кажется, детально показал и то, в кого превратится, какой яркой личностью явится всем этот герой, поначалу так же, как и Людмила Прокофьевна, показанный нарочито нелепым и даже комичным. В своих укороченных брючках и пиджачке, из которого он словно бы давно вырос.
Любовь, внимание любимой женщины окрылили и вдохновили его настолько, что пройдёт… нет, даже, пожалуй, не год-два, а, скорее, месяц-другой, и люди увидят совсем другого Новосельцева – того, которого никто не разглядел в нём раньше.
И уверенный в себе, и смелый, и решительный. Вызывающий и уважение, и восхищение. Авторитет, достойная пара своей замечательной жены.
И те, чей взгляд раньше не задерживался на этом с виду неприметном и неказистом человечке – ахнут, какого орла они не смогли разглядеть, в своей слепоте, в бывшем затурканном, загнанном заботами Новосельцеве!
И вот здесь надо сказать ещё об одном замечательном качестве Людмилы Прокофьевны Калугиной – проницательности.
Она очень хорошо разбирается в людях, на внешнем, на показном, её не проведёшь.
Вспомните, как, набычась, она внимает елею Самохвалова, который он обильно расточает ей при первом же знакомстве. Все его показное радушие и широта души, желание обаять всех вокруг, Калугину скорее настораживают, вызывают у неё отторжение. И уже через пару минут она обезоруживает его пониманием всех его замыслов: "Я понимаю ваше желание поставить на эту должность старого товарища, но…"
Да, с такой начальницей Самохвалову придётся нелегко. Первый его наскок всем понравиться и всех вокруг очаровать, сразу же терпит провал… И недаром он в тот же день, подталкивая Новосельцева приударить за их общим шефом, предупреждает: "Она тётка умная!.."
Ну, а что происходит дальше, все отлично помнят. Вряд ли у нас найдётся много людей, кто видел этот фильм только один раз и больше к нему ни разу не возвращался.
Вот только меня удивляет, что не все поняли, что не только Новосельцев стал новым Пигмалионом, как бы с нуля, из бесформенного куска мрамора, создавшего свою Галатею, освободившего из-под личины "мымры" прекрасную искромётную женщину. Но и Калугина точно так же освободила из-под обличья измотанности и забитости жизнью замечательного человека, который готов расправить плечи и встать рядом с ней настоящим собой, то есть очень незаурядной, не ординарной, сильной личностью.
Неужели всё-таки есть люди, которые не уловили, наравне с главной и очевидной, и эту, вроде бы второстепенную, линию в глубоком и очень мудром фильме Эльдара Рязанова?



Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 192 | Напечатать | Комментарии: 0
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.