Привыкаю к радушию мимо смотрящих, Что всё больше похожи на стаю… И к ударам судьбы, как всегда, обводящим, Я по краю ходить – привыкаю… Привыкаю к «началам конца» посуленным, Словно с кем-то в рулетку играю… Только выигрыш вижу - ни красным, ни черным… Я к бесцветности привыкаю… Привыкаю к себе... Изменившийся взгляд…

Всемер. Глава 2. Встреча с Лешим.

| | Категория: Проза
Наступил вечер. Сумерки всё больше и больше сгущались. На небе появились первые звёзды. Силуэты деревьев с каждой минутой меняли свои очертания, приобретая всё более причудливые формы. Где-то вдали заухал недавно проснувшийся филин, застрекотали сверчки в траве, откуда-то сверху раздался голос ночной кукушки, а рядом в кустах прошмыгнул встревоженный небольшой зверёк. Лес продолжал жить своей обычной размеренной жизнью.
Одинокий путник шёл не уверенно, часто оглядывался, внимательно прислушиваясь к звукам леса. Было видно, что он сбился с дороги, и теперь в такое позднее время практически шёл наугад. Вдруг, его взгляд привлёк к себе мерцающий огонёк вдали среди деревьев. Не раздумывая, путник отправился в ту же сторону и уже очень скоро огонёк превратился в небольшой костёр, возле которого сидел седовласый старец. Белоснежные густые волосы, словно шёлк, спадали на плечи старца, а борода касалась земли. Одет он был в белый балахон без пояса с широкими рукавами и, такая же широкая белая шляпа прикрывала голову. Рядом с ним лежал деревянный батог с причудливой резьбой.
- Здрав будь старче, - поклонившись, сказал вышедший только что на свет костра, путник.
-Здрав будь и ты добрый молодец, - ответил старец, жестом пригласив гостя присесть. - Что привело тебя сюда?
Путник протянул руки к костру - тепло начало приятно согревать тело. Умиротворение нахлынуло на гостя,отступили все неприятности этого вечера - они теперь казались ему просто незначительными.
- Я заблудился. Никак леший попутал, - равнодушно ответил путник, хотя, совсем недавно, он был готов по этому поводу возмущаться крайне долго.
- Как что случиться - так сразу лешего ругать, - недовольно проворчал старик. - Нет, чтобы самим получше за дорогой следить.
- Я сам не пойму как это произошло. Шёл по дороге и вдруг передо мной совсем незнакомая местность простирается, - начал было оправдываться путник.
Однако седовласый старец прервал поток излияний.
- То, что я совсем недавно сказал, забудь. К тебе это никакого отношения не имеет. Ты-то здесь совершенно не случайно оказался.
- Как так? - удивился собеседник.
- Всемер, я тебя давно уже жду.
- Но откуда ты знаешь...
- Поверь, я много чего знаю, - снова прервал речь своего гостя старец. - Я знаю, что в твоём сердце живёт безответная любовь. Я знаю, что ты мечтаешь о том, чтобы стать зодчим и ради этого ушёл из родных мест. А ещё я знаю, что ты пообещал совершить невероятные вещи, которые под силу только богам. Но знай - тебе уготовано великое будущее богиней Макошь, ты получишь желаемое, и я буду рад поучаствовать в этом.
- Кто ты? - спросил потрясённый Всемер.
- В своё время ты это узнаешь, а пока позволь рассказать занятную и поучительную историю. Это произошло давно. Как-то раз Месяц, устав от одиночества решил жениться. Долго он искал невесту, да всё не по нраву были они ему. Но однажды увидел он прекрасную Зарю-Зарницу и, пламя любви разгорелось в груди. Да вот беда: Заря-Зарница была уже женой Бога Хорса. Тогда решил он её похитить. А так как ему это было не по силам, обратился он к волшебнику Китоврасу. Но тот отказался, понимая, что такая затея добром не закончиться. Тогда хитрый Месяц у жены Китовраса - русалки узнал, что тот больше всего любит вино, а когда напьётся, сделает всё, что угодно. Так и поступил Месяц. Наполнил он все колодцы прекрасным вином, а когда Китоврас захмелел, схватил его и связал. «Я тебя отпущу, если ты пообещаешь мне похитить Зарю», - заявил Месяц пленнику. Делать нечего - пришлось Китоврасу согласиться. Построил он воздушный корабль и отправился на нём в сияющий дворец Зари. Прекрасной богине очень сильно понравился корабль и, Китоврасу не составило особого труда уговорить её прокатиться. Как только доверчивая богиня взошла на корабль, он что есть духу, полетел к Месяцу. Богиня плакала и умоляла коварного похитителя повернуть обратно, но всё было тщетно. Вскоре похищение было обнаружено. Бог Хорс и все дети бога Сварога кинулись в погоню. Быстро настигнув похитителя, они вернули Зарю домой, наказав при этом и Месяца, и Китовраса. За искупление грехов должен был Китоврас построить у Алатырской горы храм богу Солнца. Однако камень Алатырь нельзя было трогать железом, и тогда Китоврас обратился за помощью к птице Гамаюн, и та своими когтями обтесала камень. Китоврас с помощью птицы Гамаюн построил на Алатырской горе храм невиданной красоты. Он был настолько сильно доволен результатами своей работы, что объявил себя богом-покровителем всех строителей.
Старец замолчал и оценивающим взглядом посмотрел на Всемера. Парень пожал в недоумении плечами, сказав:
- Ну и что здесь поучительного?
Рассказчик закатил глаза и недоверчиво спросил:
- Ты действительно тот самый Всемер, о котором будут слагать легенды или здесь какая-то ошибка? Ты что - не понимаешь? Если ты станешь учеником Китовраса, то сможешь построить всё что угодно.
- Не такой уж я и глупый, как ты старче обо мне подумал, - с обидой в голосе произнёс парень. - Просто я не представляю: с какой такой радости Бог захочет взять меня, простого смертного человека, в ученики? Но даже если это и так, то как я доберусь до этого храма?
-В этом ты конечно прав, -согласился старец, - но для этого и существует поучительная история, чтобы из неё черпать ответы. Если ты меня внимательно слушал, то ответь: в чём заключается слабость Китовраса?
- Он любит вино? - неуверенно переспросил Всемер.
- Ладно, слушай, - со вздохом сказал старик. - Видимо всё-таки ты родился под счастливой звездой, раз боги к тебе благоволят. Так и быть, завтра научу, как при помощи вина и хитрости заставить Китовраса взять тебя в ученики. А вот добраться до храма Солнца будет сложнее. Построен этот храм на семи верстах, возведен на восьмидесяти столбах, высоко-высоко в поднебесье. Простой смертный, конечно, туда добраться не сможет. Придётся тебе завтра очень сильно постараться.
Всемер рассмеялся.
- В смысле, я буду учиться летать, и у меня вырастут крылья?
Старец неодобрительно посмотрел на развеселившегося парня.
- Вам бы всё над стариками потешаться. Сначала дослушай до конца, а уж потом смейся, если будет над чем. Туда действительно только одна дорога лежит - по воздуху. И тебе придётся всё-таки лететь, иначе сам понимаешь - ничего не получиться. А полетишь ты на птице-деве Алконост.
- На какой птице-деве? - переспросил Всемер,еле сдерживая новый приступ смеха.
- Птица Алконост - необычная птица, - словно не замечая выпадов Всемера, продолжил объяснять старец. - Она волшебная. Лик у этой птица женский, а тело птичье. Голос же её так сладок, что услышавший её пение, может от восторга забыть всё на свете.
- Как же я уговорю такую птицу мне помочь?
- Только хитростью. Птица Алконост несёт яйца «на самом краю моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину и затем улетает. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы. По истечении этого времени Алконост возвращается за детёнышами. Сейчас, как раз то самое время, когда можно выкрасть яйца. Алконост сделает всё, что бы ты не попросил, лишь бы вернуть своё потомство. Но надо поспешить, потому что время уже на исходе.
- Это конечно выход, но ты не учёл одного: я не умею плавать.
- Я предусмотрел и это. Место я тебе подскажу, а вот на морскую глубину придется погружаться не тебе, а русалке.
- Русалке?- воскликнул Всемер. - А они что, существуют на самом деле? Я думал, что это бабушкины сказки.
Старец улыбнулся.
- Есть у меня одна русалка на примете, сестра мне будет. Любит загадки хитрые загадывать. Отгадаешь три загадки - выполнит одно желание, а если не отгадаешь - защекочет до смерти и утащит на дно морское.
- И я этого тоже не умею делать.
Заметив на себе вопросительный взгляд, уточнил:
- Я не силён, разгадывать загадки.
- Ответь мне на один вопрос: а что ты вообще умеешь делать? То - не могу, а это - не умею. Тебе повезло, что она доводиться мне сестрой родной. А теперь ложись спать у костра. Утро вечера мудренее. Да и накройся моим жупаном, а то зябко нынче ночью будет.
Всю ночь Всемеру снились кошмары: то он падает с огромной птицы вниз на скалы; то волшебник Китоврас превращает его в мышь; то старец превращается в лешего и хочет его погубить. Проснулся Всемер очень рано от того, что старец его разбудил.
- Время не ждет. Подкрепись мёдом, орехами, ягодами и приступим к делу, иначе можем не успеть.
Всемер не выспался. Неприятно пробирала утренняя прохлада. Поёжившись, парень сказал:
- А я уж думал, что мне всё это приснилось.
-Подожди - это ещё что?! Вот настоящее приключение с чудесами только начинается.
Подкрепившись, Всемер почувствовал себя бодрее и готов был ко всему, хотя и не надеялся на успех предприятия: ему никогда не приходилось иметь дел со странными существами и тем более с богами. А если верить словам старца: сегодня Всемеру грозит гибель, причём не один раз, в том случае, если что-то пойдёт не так. А уж в этом можно было не сомневаться.
- Как ты? - спросил старец, прерывая тяжёлые размышления Всемера. - Готов приступить к делу?
- "Семи смертям не бывать, а одной не миновать", - невесело процитировал пословицу парень.
Старец покачал головой.
- Ох, не нравиться мне твой настрой. Уж лучше тогда откажись - пока не поздно.
- Ну, уж нет! - с неожиданной твёрдостью сказал Всемер. - Больше такой возможности мне не предоставиться - значит, я никогда не смогу жениться на Дарине.
- Вот это другое дело! - обрадовался старец.- Теперь победа нам точно обеспечена. Итак, готов? Для начала вот тебе вино. Оно, как ты понимаешь не простое, а волшебное. Как только пригубит его Китоврас, проснётся в нём жажда выпить всё до конца. Забери вино и отдай только в том случае, если тот пообещает взять тебя в ученики. Для простого смертного такое вино верная смерть: не вздумай даже нюхать его! А это тебе для ушей - волшебные бируши. Как только заберёшь яйца птицы Алконост, сразу же используй их, иначе её пение тебя погубит. Когда же перестанет петь - можешь смело вытаскивать бируши из ушей. А вот одеяло, сплетённое из морских водорослей, самой дочкой морского Царя. Дотрагиваться до яиц руками нельзя, иначе птенцы не вылупятся и, тогда тебе уже никто не поможет. К тому же, одеяло из водорослей послужит для яиц морской колыбелью и надёжной защитой от света и воздуха.
Когда старец говорил, то все предметы появлялись словно бы из воздуха, но Всемер уже ничему не удивлялся, принимая всё как должное.
- И последнее, - продолжал старец, - вот тебе дудочка. Она непростая. Дунешь в неё три раза - и к тебе приплывет русалка. Да, и запомни отгадки. Наклонись, я тебе их прошепчу на ухо…. А теперь я отправлю тебя «на край моря». Но для этого мне придётся принять свой истинный облик. Так я смогу гораздо лучше вершить своё волшебство.
-Подожди!- взмолился Всемер. - Объясни мне: кто ты и, почему мне помогаешь?
Усмехнулся старец.
- Я леший. А здесь - священная роща, посвящённая Богу леса Святобору. Люди сюда не заглядывают, потому, как меня боятся. А помогаю я тебе, потому что все эти события, уже давным-давно, были предначертаны в «Великой книге судеб». В неё вписаны наши имена.
-Как же тебя зовут?
- Мхатабор.
- Скажи Хранитель леса: тебе известно моё будущее? Ответь только на один вопрос: согласиться ли Дарина стать моей суженной? - взмолился Всемер.
- Да, я знаю твоё будущее, но мне запрещено об этом говорить. Скажу только, что ты будешь жить долго - столько, сколько сам захочешь.
- И на том спасибо тебе Хранитель, - Всемер поклонился в пояс Мхатабору.
Леший растрогался.
- Я был рад встрече с тобой, Всемер. Да хранит тебя Сварог от всякого зла.
Тут старец поднялся во весь рост и оказался вдвое выше, чем был вначале, а его зелёные глаза-изумруды заблестели ярче звёзд.
Стукнул леший первый раз своим батогом: и земля задрожала под ногами, с деревьев посыпались листья, трава же в страхе прильнула к земле. Хранитель леса стал принимать свой истинный образ: длинные, белые, шелковые волосы стали зелёными, всклокоченными, похожими на ветви куста; чудесная борода стала напоминать лишайник. Одежда же больше похожая на кору деревьев обросла мхом, как и лицо с руками, кожа которых стала толстой, как кора.
Стукнул второй раз леший батогом: и потухший костер вспыхнул ярким пламенем, подняв облако искр вверх, а лес затрещал, зашумел - возмущался он таким образом, что нарушили его вековой покой.
Третий раз стукнул леший своим батогом: и поднялся густой дым от костра выше леса, а сильный ветер закрутил его по спирали, унося прочь из этого леса, прихватив с собой и Всемера.

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 231 | Напечатать | Комментарии: 0
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.