Почему население винит в своих бедах «торгашей»? Почему в советской стране даже после больше пятидесяти лет жизни при социализме общество делится на касты, среди которых эта - самая презираемая? Откуда берутся сверхдоходы даже у рядовых работников торговли, официально, получающие чуть ли не нищенскую зарплату? " />
Рука привычно гладит гриф, Спускается, лаская струны. Зал замер, и партер затих. Затишье голубой лагуны. Похож на вздох, или на всхлип, Тот первый звук, как отблеск лунный, Еще рука дрожит на струнах, А в памяти, вчерашний клип. И в переборах, пальцев дрожь… Аккордам подчинились струны. А музыка, как острый нож, Изрезала чужие руны. Их всплеск,

Семь жизней одного меня. «Теневая экономика».

| | Категория: Проза
Семь жизней одного меня.

«Теневая экономика».

Еще во время работы в общем отделе, я делился с приятелем во время очередного городского семинара своими опасениями в отношении торговли. Общественное мнение утверждало, что в торговле процветает взяточничество. А как мне быть? - Ходи с зашитыми карманами,- посоветовал приятель.

Конечно, он имел это в виду не в прямом, а переносном смысле, но я строго следовал его совету во все последующее время работы в райкоме. Все продукты и овощи я никогда не покупал в своем районе, какими бы не привлекательными они там казались. Если успевал после работы до закрытия магазина, я всегда закупался в овощном на Ленинском проспекте рядом с «Трансагенством», хотя до дома мне нужно было ехать еще около 10 остановок на троллейбусе и всего три, если на 144 автобусе.

Первое время я еще был очень наивным по поводу реальных взаимоотношений в этой сфере. Однажды я напрямую спросил у Трехалина, директора «Райпищеторга», парня приблизительно моего возраста, с которым мы оказались рядом на каком-то мероприятии в «Лужниках». - Виктор, говорят, что в торговле распространены взятки, а вот мне никто взяток пока не предлагал. Он посмотрел на меня с искренним недоумением: - Господи, а тебе-то за что?

Но чем больше я вникал в проблемы районной торговли и общепита, чем энергичнее я старался содействовать внедрению модного в то время хозрасчета, тем яснее становилось для меня реальное положение дел в сфере обращения в целом.

Занятия в ВПШ при всей своей бесполезности, дали толчок к возрождению моего интереса к теоретической литературе, прежде всего в вопросах экономики. Было ясно, что в стране усугубляется кризис и выйти из него можно, только улучшив экономическое положение страны.

Между тем, в последовавшее после десятилетий «застоя» время страну по-настоящему лихорадило и бросало из стороны в сторону как на аттракционе «русские горки». С приходом к власти Андропова возродились мечты о порядке у сторонников жесткого курса. Почитатели Черненко, хоть и недолго, верили в приход прежнего спокойствия. А после восшествия Горбачева мы были очарованы его южнорусским говором и надеждами на перемены к лучшему.

Но жить становилось все труднее, а новый генсек все говорил и говорил… Единственно, в чем не было недостатка, так это в информации. Снова открылись шлюзы, загораживавшие умы наших сограждан от соблазнов цивилизованного мира. И хлынул поток всевозможной литературы: от «Лолиты» Набокова до «Розы Мира» Андреева, от эротики Арсан до эзотерики Блаватской.

Среди отечественных авторов четкостью и категоричностью суждений выделялся Егор Гайдар, как будто подхвативший комсомольский задор стилистики своего деда писателя Аркадия Гайдара, но как выяснилось со временем, с точностью до наоборот. Гайдар был главным редактором журнала «Коммунист», в котором печатались работы с новыми идеями и взглядами, в том числе отрывки из работ и комментарии к ним венгерского экономиста Яноша Корнаи, посвященные проблематике дефицита в плановой экономике.

Идеи Корнаи стали для меня открытием, с помощью которого прояснялась вся запутанная картина реальных взаимоотношений общества и торговали, потребителя и продавца. Правда, сам Корнаи избегал описания проблем в сфере обращения в условиях дефицита, считая их слишком очевидными. Я же полагал, что именно дефицит, как основная проблема и важнейшее понятие позволяет прояснить если не все, то, по крайней мере, большинство противоречий в торговле.

Почему население винит в своих бедах «торгашей»? Почему в советской стране даже после больше пятидесяти лет жизни при социализме общество делится на касты, среди которых эта - самая презираемая? Откуда берутся сверхдоходы даже у рядовых работников торговли, официально, получающие чуть ли не нищенскую зарплату?

Ответ на эти вопросы был для меня очевиден. Всему виной «дефицит». Общая нехватка продуктов массового спроса. И система, при которой только немногие имеют практически никем не контролируемый доступ к распределению этих продуктов, т.е. дефицита. При этом основной вывод состоял в том, что дефицит, в общем случае, не является причиной злой воли отдельных людей или организованных групп. Он постоянно воспроизводится самой системой производственных, то есть плановых, то есть «социалистических» отношений.

Признаюсь, я немного злоупотреблял своим служебным положением, но делал я это во имя благородной цели. Парторганизации торговли вели два инструктора. Один, Боря Рыбаков был хороший добрый парень, но в торговле он ничего не смыслил, ибо был, как и я, простым инженером. А вот, Светлана была для меня сущей находкой. Мало того, что она успела поработать заместителем директора крупного универмага, да и ее жизненному опыту, которым, подозреваю, она не торопилась делиться, позавидовали бы многие. Я улучал момент, и расспрашивал ее обо всех тонкостях манипулирования дефицитом работниками торговли на разных должностях. Кроме того, я вел проникновенные беседы с начальником ОБХСС района, который не понаслышке знал все нюансы про дефицит, но уже, так сказать, с другой колокольни. Я на практике постигал истинность формулы Аркадия Райкина, о том, что дефицит – великий двигатель «специфических» общественных отношений.

Некоторые факты из жизни советской торговли буквально ставили меня в тупик: зачем было, скажите на милость, тоннами гноить бахчевые на овощных базах или устраивать фактические обструкции такому полезному, на мой взгляд, продукту как дешевый технический виноград, который хлынул на прилавки в период кампании по борьбе с алкоголизмом? Но поразмыслив, я понимал, что и эти факты, как и многие другие, только дополняют извращенную логику торговли, испорченной отношениями дефицита.

Особенно тяжело приходилось, когда с зампредом по торговле Пашей Филипповым по какому-нибудь поводу приходилось наведываться в кладовую крупного гастронома и созерцать совершенные невиданные чудеса. Например, бледно-розовые окорока, каких сейчас уже не увидишь ввиду тотального замещения натурального продукта соевыми обманками. Или севрюжий перламутрового оттенка балык, от одного взгляда на который слюнки текли, и наотрез от всего этого отказываться, в то время как тороватый Паша, никогда не забывал прихватить с собой какого-нибудь деликатеса, да еще без всякой оплаты.

Сказали спасибо (2): koska0104, dandelion wine
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 100
     (голосов: 2)
  •  Просмотров: 411 | Напечатать | Комментарии: 1
       
2 июля 2016 21:02 dandelion wine
avatar
Группа: Редакторы
Регистрация: 31.05.2013
Публикаций: 127
Комментариев: 12750
Отблагодарили:822
flowers1

"Ложь поэзии правдивее правды жизни" Уайльд Оскар

Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.