"От перемены мест..." - я знаю правило, но результат один, не слаще редьки, как ни крути. Что можно, все исправила - и множество "прощай" на пару редких "люблю тебя". И пряталась, неузнанна, в случайных точках общих траекторий. И важно ли, что путы стали узами, арабикой - засушенный цикорий. Изучены с тобой, предполагаемы. История любви - в далек

ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА. Страсти Господние... Любите врагов...

| | Категория: Проза
6. Страсти Господние и человеческие
Социология – не род поэзии.
Характеризуя мир чувств, мыслей и деяний человека, социолог создает не образ персонажа, но определяет общественно значимый тип личности и роль, которую она играет среди людей, место, которое занимает в их жизни – селения, города, страны, человечества, наконец.
Попытаемся вначале понять и воссоздать приближенно хотя бы некоторые из переживаний Христа, донесенных до нас евангелистами, – переживаний Бога, воплотившегося в человеческом социуме и принесшего чувственно-эмоциональную гармонию неба на разрываемую людскими страстями грешную землю.
Существует несколько устоявшихся представлений о строе чувств и душевном состоянии Иисуса. А п о к а л и п т и ч е с к о е, когда Он видится гневно обличающим, предрекающим Страшный Суд и геенну огненную, плач, зубовный скрежет, затем жестоко страдающим, принимающим крестную смерть и т.д. Б л а г о с т н о е, воспринимающее Христа кротким, смиренным, явившемся, чтобы послужить людям, бесконечно любящим их и сочувствующим им, особенно обездоленным, униженным, страждущим телесно и духовно. Ж и т е й с к о е, утверждающее, что Он испытывал те же страсти и искушения, что и все, томясь по ночам плотскими соблазнами, но, будучи совершенным, ни одному из них не поддался. О т ш е л ь н и ч е с к о е, акцентирующее внимание, прежде всего, на чувстве одиночества Христа, на непонимании Его со стороны людей, к которым Он пришел, на Его бесприютность: «… Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову».
Не требуется большого труда, чтобы предположить, что Иисус испытывал и все эти и многие другие чувства. Однако главным все же – и право считать именно так дает само Писание – было постоянное, глубокое, всеохватное чувство любви, которое Он нес в себе, отдавая его, во-первых, Богу-Отцу, во-вторых, ближнему, то есть тому, кто принял Его путь и судьбу, в-третьих, врагу.
Любовь к Богу – это переданная на человеческом языке универсальная формула жизни каждого. Бог – и есть любовь. Христос – воплощение этой любви на земле, Он явится всякому, кто примет эту формулу жизни, как собственную.
Уже отсюда видно, что чувства Иисуса, рождаемые человеческим сердцем, включали в себя гармонию высших сфер, Царства Небесного. Особенно явственно они обнаруживаются в Его любви и призыву к такой любви в отношении ближнего.
Возьмем, к примеру, всем известный эпизод с блудницей, предъявленной Ему ревнителями нравственности. Можно представить в каком праведном гневе книжники и фарисеи поставили перед Христом «женщину, взятую в прелюбодеянии», подлежащую по закону побитию камнями, о чем Он, разумеется, знал.
Они уже предвкушали Его суровый приговор, к которому Его и подталкивали.
И что же Он? Произносит всем известное: «…Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».
Есть в этом ответе некая тайна, невысказанное чувство, выходящее за рамки эпизода. Видно, что Христос знает об отношениях мужчины и женщины больше, чем все, владеет иным опытом, что Ему ведомы другие принципы отношения полов.
Некоторое представление об этом дает ответ Иисуса на один из коварных вопросов, поставленных саддукеями, – о том, чьей в Царстве Небесном будет жена, перешедшая после смерти одного брата к другому? Его ответ, надо думать, тогда поразил их: там «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах», – сказал Он.
Можно предположить, что именно этот неведомый людям трансцендентальный опыт сказывался в эмоциональном настрое Христа, пробуждал сочувствие к падшим. И при этом Он был непримиримым в своих требованиях соблюдения чистоты в отношениях супругов, мужчины и женщины вообще: «если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее…». Первое явно порождено небесными установлениями, второе – социальными.
Еще один пример любви Христа к ближним, вмещающей в это чувство, казалось бы, трудносоединимые оттенки, связан с Его «чудом о пяти хлебах».
Из рассказа евангелистов мы узнаем, что до этого события Иисус пребывал в состоянии глубокого горя, поскольку узнал о казни Иоанна-Предтечи: уединившись в пустынное место, Он молился и скорбел. К месту Его нахождения стеклось множество народа, жаждущего Его помощи. И, несмотря на подавленность чувств, Иисус «сжалился над ними и исцелял больных». А, увидев проголодавшихся в долгом ожидании людей, и свершил свое чудо – и все насытились; «и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных». И затем, отпустив народ, Он вновь «взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».
Такова любовь Богочеловека, вмещающая и скорбные, и житейски-повседневные переживания.
Еще один, новый спектр чувств – в знаменитом эпизоде с воскрешением Лазаря, одного из близких друзей Христа. Евангелист сообщает, что Иисус испытал буквально потрясение и отчаяние, услышав о его смертельной болезни. Но вот Его реакция на трагическую весть: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией…» Сказал светло, как будто радостно!…
О болезни, смерти – светло и радостно?! Да, потому что Он знает – спасение грядет. И сейчас, и после, уверовавшим в Него, восходящим в Царство Бога.
И перед нами вновь открывается строй чувств Христа, вмещающих, казалось бы, разнополюсные ощущения: светло-печалования, радосте-скорбия и т.п. Доступны ли они простым смертным? Да, если человек пылает любовью к ближнему, если готов «положить душу свою за друзи своя».

7. Любите врагов ваших

– это и заповедь, и еще одна из граней Его характера, это и свидетельство громадности чувства любви Христа, испытываемого к людям и распространяющегося даже на недругов.
Любить врагов?! Делать добро ненавидящим вас?! Ударяющему в щеку, подставлять и другую?! Кто из здравомыслящих людей способен на это?
Богочеловеку Иисусу Христу это по силам.
Вот Он, наставляя учеников, говорит: «Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет». Всякому прощено!
Вот Его верный ученик Петр, еще недавно клятвенно уверявший Спасителя в своей преданности, после ареста божится на дворе первосвященника, что не знает своего Учителя, в ответ же Христос посылает ему нежный, полный милости взгляд.
Вот предатель Иуда, которого Иисус как-то даже назвал дьяволом, пожелал и был принят в ученики, да еще облачен доверием носить ящик, «куда все опускали», а перед последней – тайной – вечерей удостоен Христом вместе с другими апостолами мытия ног.
Любил ли воплощенный Бог этого человека? Памятуя о качестве двуединости, разнополюсности чувств Христа, можно предположить: любил - не любя. Это ощущается даже в словах, сказанных Им предателю перед его позорным действом: «Друг, для чего ты пришел? …Целованием ли предашь Сына Человеческо-го?». И, как известно, дал поцеловать себя.
Он, всеведущий, порой, не мог, не желал облегчать участь тех, за кем видел чудовищность содеянного греха. «…О, род неверный, и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» – в сердцах бросает отцу, просившему исцелить своего бесноватого сына. И… вылечивает несчастного.
Может ли так любить простой смертный? Думается, очень немногие. Но сделать душевное усилие в этом направлении может каждый. А это начало.
Помножим его на усилия других – и налицо тот самый процесс освобождения от всеобщего греха, который вызвал к жизни Спаситель своей любовью. Ибо зло не может злом быть прекращено, но порождает новое зло, — зависимость от греха остается.
Возлюбив же врага, мы прекращаем сразу два зла: собственный – ибо кто безгрешен! – и прощенного недруга. Повторив это действо «до семидесяти раз по семи», мы получаем шанс стать свободными от уз греховности и возвратится в мир добра. Тот же результат, если «кто творит добро ненавидящему», подставит «ударяющему другую щеку» и т.д.
Причем, простить нужно без досады, внутреннего упрека, но – с любовью, как делал это Сам Христос. Человек, развивший в себе умение так любить, становиться проводником божественной благодати. И, возлюбив врага, он изливает ее через себя.
Нет, такая любовь не избавит грешника от платы за содеянное зло. Но она даст ему надежду, а это многого стоит.
Итак, мы увидели сколь высокий строй чувств принес людям Иисус Христос. Потому они и приковывают к себе пристальное внимание, хотя и трудноприменимы в земных условиях, где так тесно переплетены между собою добро и зло.
Именно эти высокие чувства пробуждают в Нем слова и дела людей, даже если они касаются Его имени и Его Учения..

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 332 | Напечатать | Комментарии: 0
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.