Только шрам зазмеился над бровью... Пуля, к счастью, прошла стороной. Вот мы чокнулись.Как "за здоровье", Ну а пьем, ровно "за упокой"... И глаза... Как врата в неизбежность, Темноликой тревоги полны. Не могли мы, пойми, свою нежность Растерять на дорогах войны. Были, были седые туманы, Их под Курском распел соловей. Над войной солнце тоже вставало

О прощении

| | Категория: Зарисовки
Постановка любого из вопросов о прощении — кого и когда прощать, у кого и за что просить прощения — неизбежно подвигает вопрошающего задавать и другой ряд вопросов: что такое индивидуальное достоинство и как его можно не уронить, можно ли поступиться этим самым достоинством и, если да, то в какой мере? Смиряясь перед невозможностью ответить в двух словах на фундаментальнейший из вопросов - о природе чувства достоинства, просто примем в качестве аксиомы, что оно есть и даже способно определять наши поступки в большей ли меньшей степени. Исходя из соображений как низкого, материального порядка, так и из соображений высокого, так сказать, экзистенциального, - отдельно взятый человек вполне может поступиться частью собственного достоинства, однако постарается представить это дело так, будто бы все осталось при нем. Достоинство такая тонкая материя, что невооруженным глазом не определишь, убавилось что-то в его общей массе или нет.
Например, если вас обидели или оскорбили, унизили, предали и т.п., внутренний голос побуждает вас к действию — симметричный ответ, забрать «око за око» (Исх, 21, 24), оскорбить оскорбившего. Однако есть и другой способ реакции — фактически отсутствие какой бы то ни было реакции. Я говорю о прощении, которое может быть как искренним, так и расчетливым — в данном контексте принципиальной разницы нет. Мы прощаем тех, кого мы считаем стоящими ниже нас — ниже настолько, что почти уверены: те, кто как бы причинили нам зло, на самом деле ничего нам не причинили, поскольку наше чувство собственного достоинства попросту неуязвимо для слов или действий со стороны этих людей. Мы выше этого. Мы прощаем их и, между прочим, этим прощением также манифестируем наше индивидуальное достоинство.
А вот другая ситуация. Представьте, что на этот раз уже вы серьезно обидели человека. Опять-таки, не обсуждаем здесь вопрос, сознательно или же по глупой невнимательности нанесена обида. В глубине души вы вполне сознаете свою вину перед человеком, достоинство которого каким-то образом пострадало из-за вас напрямую. Ваши действия? Символически отдать свое «око» в виде унизительного прошения о прощении? Как вариант, - но именно в том случае, если вы действительно дорожите отношениями с этим человеком. А если нет? Если, помимо прочего, вы понимаете и то, что все ваши попытки найти примирение через натужные извинения и суетливое самооправдание обречены на неуспех, - ведь зло все-таки причинено, а значит качество ваших отношений с тем, чье достоинство пострадало, безнадежно испорчено. Как говорится, разбитую чашку не склеишь... Если нас не прощают, наверное, нет смысла настаивать на прощении любой ценой. Возможно, что в данной ситуации оно совсем и не нужно. Иногда в том, что мы признаем за человеком, которого мы обидели, право не простить нас, достоинства не меньше, чем в тех случаях, когда мы сами прощаем кого-то. В конце концов, как мы не обязаны всегда прощать других, так и эти другие не обязаны всегда прощать нас.

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
  •  Просмотров: 427 | Напечатать | Комментарии: 0
Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.