"От перемены мест..." - я знаю правило, но результат один, не слаще редьки, как ни крути. Что можно, все исправила - и множество "прощай" на пару редких "люблю тебя". И пряталась, неузнанна, в случайных точках общих траекторий. И важно ли, что путы стали узами, арабикой - засушенный цикорий. Изучены с тобой, предполагаемы. История любви - в далек

Особый день.

| | Категория: Проза
Тянулись последние дни холодной осени, когда холодно, зябко и сыро. В такое время кажется, что лето-это достояние другой планеты, а ты живешь на планете вечных дождей и сырости. Ничего уж не осталось от праздника первых дней осени, от залитых солнцем и красками недель, молчаливо и грозно надвигалась зима. На выходные обещали снег.
На городском кладбище наступил новый день. На охапке сена, подле сторожки, спала стая дворовых собак, внутри серенького обшарпанного домика закипал чайник. Матвей, сторож, готовил свой нехитрый завтрак - бутерброды с дешевой колбасой да пара кружек сладкого чаю.
Он был уже немолод, волосы у него были темные, наполовину затянутые сединой, точно паутиной. Матвей был невысокий, и очень худой. В последнее время у него сильно болели ноги, не давая спать по ночам. Глаза его, окаймленные морщинками, были не по годам молодые, темно-карие, они оживляли его больное, серое лицо.
-Ты не спеши меня забыть, ты погоди немного-напевал он, насыпая рожки в кастрюлю для собак.
Денег на макароны собакам тратилось много-стая развелась большая, но Матвею жалко не было-тратить было больше не на кого - только на себя и на своих собак. А ему нужно было немного…
-И черных платьев не носи, и частых слез не сей - бубнил он себе под нос, наливая воды в кастрюлю.
Скоро должны были приехать землекопы - на сегодня было запланировано всего пара похорон, так что работы было совсем немного.
Сторож ещё не успел доесть до конца свой завтрак, как в дверь постучали. Собаки лениво тявкнули, с ленцой исполняя свой долг.
-Входи. - крикнул Матвей, хриплым голосом.
Дверь осторожно отворилась, и на пороге возник щупленький паренек, испуганно-виновато улыбаясь.
-Кто такой? - спросил сторож, прихлебнув из кружки чай.
-Я Вася. Землекоп. Я новенький-оправдывающимся тоном начал парень.
-А чего один?-недовольно поинтересовался Матвей.
-Сказали, что я один справлюсь. Только две могилы вырыть. – Ответил Василий, все не решаясь переступить через порог.
-Только две… - вздохнул сторож.-Ты с одной-то свалишься.… Да зайди ты, наконец, а то весь холод в дом занесешь.
Парень осторожно прикрыл за собой дверь.
-Сейчас пойдем, выроем сначала, потом приедут родственники положат гроб, а мы землю обратно, на место. Ну, в общем, дело не хитрое, разберёшься. – Матвей натягивал сапоги. - До обеда должны справится- он выдернул шнур от булькающей плитки из розетки, взял кастрюлю за ручки и потащил во двор. Там он, не особо церемонясь, вывалил все в таз и крикнул:
-Эй, вы там! Кушать подано.
Собаки лениво и неохотно потянулись за едой.
-Эх, разбаловал я их. Не сдобришь колбасой, так и жрать не будут. – ворчал Матвей, выбирая две лопаты из нескольких, стоящих в маленькой брусчатой пристройке. Одну он взял себе, другую же протянул Васе со словами:
-Третья в седьмом квадрате. Это далеко, на самом краю.
До первой могилы они шли молча. Медленно тянулись ряды могил: сначала самые старые, их хоронил и сторожил ещё предшественник Матвея, потом маленький островок самоубийц, которых хоронили когда-то за оградой, но потом ограду перенесли, потом детские могилы.… С памятников глядели на проходящих судьбы людей, беды, страдания, радости, все уместившиеся в один прочерк между датами. Было очень тихо.
-Все, пришли.- буркнул сторож, указывая на пустое место с краю. Рядом была совсем свежая могила.
«Алёша Пашинов. 1994. 20.10. -2011.20.10. Трагически погиб». Цветы уже завяли, фотография в рамке потекла, черная ленточка оторвалась, и лежала теперь рядом с мальчишечьим лицом, убого и сиротливо.
-Надо же, в свой день рождения… - потянул Василий.
-Копай давай.-оборвал его Матвей. –Я тут рядышком посижу пока, а то что-то ноги разболелись. Он пододвинул поближе валяющийся рядом железный памятник и плюхнулся на него.
Вася осторожно тронул лопатой землю. Травы, несмотря на позднюю осень, было хоть отбавляй, и хотя больше чем на половину она была уже мертвая, но копать мешала основательно. К тому же земля после череды дождей отсырела и прилипала к лопате, вынуждая постоянно чистить её.
-Куда? Землю не туда клади, а на другой край. – приказал сторож.-Не засыпай свежую могилу. – И куда ты кривишь? Гроб не знаком вопроса делают, а прямой. –Ничего сами сделать не могут-ворчал он, поднимаясь. –Давай, я тебе намечу, что ли.-Матвей взял лопату и принялся делать небольшие ямки по периметру воображаемой могилы, понемногу покряхтывая.
Василий отошел на несколько шагов, чтобы не мешать и принялся разглядывать памятник по соседству.
«1994. 20.10. -2011.20.10.» надо же, в свой день рождения-подумал он. –Сколько ему было? Восемнадцать? Нет, семнадцать стукнуло. – вот не повезло парню.
Он подошел ближе и наклонился, чтобы разглядеть фотографию получше. Лицо мальчишки почему-то показалось ему смутно знакомым. -Где я его мог видеть? Может и встречался где-то…
«погиб»-скорее всего пьяный за руль сел. Хотя до восемнадцати прав не дают. Значит, за скутер. И все от выпивки.
-Тоже кажется, что где-то его видел?-гаркнул над ухом Матвей. От неожиданности Вася вздрогнул и торопливо положил рамку обратно.
-Да, есть что-то такое.-ответил он, поднимаясь.
-Всем кажется. И мне все казалось - видел где-то. Хотя откуда его видеть-то могу? Я же с кладбища ни носу… Иди, копай. - Прервал он сам себя.
Вася принялся копать, точно соблюдая участок, отмеченный сторожем. Ком земли летел за комом, тянулась нудная, однообразная работа. Потеплело. Яма потихоньку углублялась-сначала прошли корни, потом полоса коричнево-глинистой земли, затем пошел песок. Он был не такой тяжелый и сырой, как земля, поэтому копать стало легче. Иногда Матвей помогал, давая передохнуть Василию. Внизу орудовать лопатой было уже неудобно, черенок мотался туда-сюда, постоянно втыкаясь то в одну стенку могилы, то в другую.
-Ну, пожалуй, все. – Матвей придирчиво оглядел работу. Вон ту стенку подровняй немного, а то гроб будет неудобно класть.
Парень послушно несколько раз чиркнул по стенке лопатой, выбрасывая землю наверх, хотя особой надобности он в этом не видел.
-Вторую?-Вася вопросительно посмотрел на сторожа.
-Да, пойдем вторую рыть. Вылезай.
Мимо вновь потянулись могилы. Молодые и старые, иногда совсем дети, иногда целые семьи-все лежали тут, безмолвно и одиноко, наглухо засыпанные землёй. Эта часть кладбища утонула в старой березовой роще. Охапки мокрых листьев лежали на дрожках, играл ветер в ветвях, и все было как-то по-другому, живей и радостней, нежели в другой части. Летом тут пели птицы, кипела жизнь, и место это отличалось от других мест на земле лишь тем, что люди тут складывают отслужившие свой век тела.


На пути им попалась огромная лиственница. Она давно уже оккупировала могилу, на которой росла, разбросав во все стороны железный памятник и ограду. Вся могила была усыпана огненно- рыжей хвоей, на макушке памятника красовалась шишка.
"Полина Филипова 01.11.1935-01.11.1985". Грустно и застенчиво смотрели с памятника глаза немолодой женщины.
-А что, когда хоронили, лиственницу не спилили?-спросил Василий, остановившись.
-Нет, она потом выросла. Растёт как на дрожжах-пояснил сторож.
-В свой день рождения померла. Так много в этот день помирают? Уж две могилы видел..
-На кладбище две таких могилы и есть. Парень-то сдуру под машину попал а эта..
-А она?-поинтересовался Вася.
-Эта...-Вздохнул Матвей.-Долгая история. Пойдём, по дороге расскажу.
-Некрасивая, правда?-поинтересовался он у Василия, как только они отошли от могилы.
-Да, неприятное лицо-согласился парень
-Ну, так вот. Работала она на текстильной фабрике. И вроде плохого никому не делала, и жила тихо но вот только не любили её.
-Просто так?-перебил Вася.
-Похоже, что просто так.
-Просто так не бывает-начал было парень, но сторож недовольно перебил его:
-Если будешь меня перебивать, будем говорить до утра.
-Так вот, на чем я остановился?-продолжал Матвей-Одинокая была очень. Пухла от одиночества-то. И вот на свое 50-ти летие пригласила она много гостей. Стол накрыла, дом приукрасила... Да не пришёл никто. Сидела-сидела за столом в одиночестве, а потом умерла.
-С собой покончила? -спросил Василий.
-Нет. По-моему просто сердце не выдержало.-грустно ответил сторож.
-Видно ещё та была, коли не пришёл никто-с усмешкой произнёс парень.
-да нет, не любили просто и всё. Бывает, люди не любят и всё.- мотнул головой Матвей.
-Не бывает.- мотнул головой Василий.
Они подошли к самому краю кладбища. Матвей принялся размечать ровный участок для могилы, делая ровные ямки по периметру.
Вася молча стоял рядом, наблюдая за его работой.
-И всё-таки просто так любить не могут. Наверное, что-то делала неправильно может сама того не замечая..
Сторож остановился и бросил на него недовольный взгляд из-под мохнатых бровей
-Иди капай, философ, а то не успеем.
В тот день солнце показалось из-за облаков. Оно хмуро посмотрела на осень, слякоть и грязь, а затем, испугавшись простуды, спряталось за облаками.

Своё Спасибо, еще не выражали.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
    • 80
     (голосов: 1)
  •  Просмотров: 573 | Напечатать | Комментарии: 1
       
1 мая 2012 13:14 ufo
avatar
Группа: Дебютанты
Регистрация: 14.11.2010
Публикаций: 20
Комментариев: 175
Отблагодарили:13
Первое впечатление, - тема выбрана какая то неуютная. Может быть что повеселей?
Потом вроде начинаешь вчитываться, но некоторые слова режут смысл.

Он пододвинул поближе валяющийся рядом железный памятник и плюхнулся на него.
затем пошел песок. Он был не такой тяжелый и сырой, как земля
Охапки мокрых листьев лежали на дрожках
-Иди капай, философ

Ещё бы концовку изменить и сделать по выразительнее что ли...
Как бы точку поставить. Для того что бы рассказ действительно запомнился.

Но это только личное мнение. Удачи.
+4.


Информация
alert
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Наш литературный журнал Лучшее место для размещения своих произведений молодыми авторами, поэтами; для реализации своих творческих идей и для того, чтобы ваши произведения стали популярными и читаемыми. Если вы, неизвестный современный поэт или заинтересованный читатель - Вас ждёт наш литературный журнал.